Победа Дональда Трампа на выборах в США стала «апофеозом восстания» против установившегося после холодной войны либерального порядка, когда распространение демократии со временем стало больше похоже на «распространение капитализма, способствующего расколу» и привело к росту разногласий в обществе, написал в своей колонке журналист The New York Times Роджер Коэн.
В этом контексте он вспомнил обещание советника президента СССР Михаила Горбачева «лишить Запад врага».
Коэн имеет в виду эксперта-международника, академика, основателя Института США и Канады Российской академии наук Георгия Арбатова (умер в октябре 2010 года), который был советником нескольких советских лидеров. «Помню, в 1987 году в Вашингтоне на пресс-конференции я сказал фразу, которую вспоминаю до сих пор (я это запомнил потому, что не так часто удается сказать что-то, что западает людям в память). На пресс-конференции, в полемике, я заявил: «Мы сделаем для вас самое плохое из возможного — лишим вас врага», — рассказывал он в интервью авторам проекта «Устная история окончания холодной войны».
По словам Арбатова, настоящий прорыв в отношениях со странами Запада, а одновременно и конец холодной войны, произошел в 1989 году, после выступления Горбачева на Генеральной Ассамблее ООН, когда тот предложил «отказаться от опоры на силу в мировой политике и призвал к радикальному сокращению вооружений».
По мнению Коэна, разочарование в либерализме среди некоторых групп на Западе зашло настолько далеко, что возвращение республиканца в Белый дом не смогли предотвратить «никакие предупреждения о хрупкости демократии или свободы или отсылки на катаклизмы 20-го века». В своей статье Коэн цитирует франко-американского политолога Николя Башарана, по словам которого, «в отсутствие общей реальности или общего врага» на Западе «разум не смог совладать над эмоциями», в связи с чем возникло желание «получить властного лидера».
Россия «наслаждается» победой Трампа, который с пренебрежением относится к изменению климата, «делает ставку на мужественность» и, как и Владимир Путин, говорит о проблемах семейных ценностей, считает Коэн. При этом в Европе обеспокоены исходом президентских выборов в США.
Статс-секретарь МИД Германии Томас Баггер заявил NYT о «глубоком шоке», поскольку «на этот раз избрание Трампа — не случайность, а четкое выражение того, что такое Америка и чего она хочет». На фоне распада немецкой правящей коалиции и неопределенного будущего в преддверии всеобщих выборов в стране победа Трампа «выглядит особенно тревожно, потому что Федеративная Республика Германия — это творение Соединенных Штатов Америки, плод послевоенной американской политики», считает он.
С учетом роста в Европе националистических и антииммигрантских настроений у Трампа «будет больше рычагов, чтобы подорвать единство Европейского союза», говорится в статье. Автор не исключает сценария, при котором ЕС расколется, и каждая страна по отдельности будет заключать собственные договоренности с США. Баггер, комментируя такую перспективу, заявил: «Мы не можем иметь дело с миром, где каждая страна заботится только о себе». По словам дипломата, концепция международного сообщества была единственно верной после окончания Второй мировой войны, и «неясно, куда мы повернем в мире Трампа».
В феврале на одном из предвыборных митингов Трамп пересказал свой разговор с лидером некой «большой страны» во время первого президентского срока (2017–2021 годы). Со слов экс-президента, собеседник поинтересовался, защитит ли Вашингтон его страну в случае возможного нападения России. Трамп ответил, что не стал бы этого делать, если государство не выполняет план НАТО по расходам на оборону, а напротив, поощрял бы Россию «делать все, что ей, черт возьми, захочется». Риторику Трампа осудили в Белом доме, НАТО и ЕС, а французский президент Эмманюэль Макрон на недавнем саммите в Будапеште заявил, что Европа не может вечно делегировать вопросы безопасности региона американцам.
С Макроном согласились другие европейские лидеры, но они разделились в вопросе постоянной поддержки Украины, против которой выступает венгерский премьер Виктор Орбан. «Сейчас для Украины нет возможного хорошего исхода. Трамп хочет, чтобы война закончилась, и вместе с Путиным он сделает все, что потребуется», — сказала NYT политолог Башаран.
Читайте РБК в Telegram.