Зачисление стало занимать больше времени
О том, что сроки рассмотрения заявлений на зачисление детей мигрантов в первые классы московских школ стали более продолжительными, РБК рассказали представители профильных НКО. По словам Анны Орловой, куратора проекта «Перелетные дети», в этом году в школы не приняли 270 детей из Таджикистана, 150 из них не зачислили в первый класс.
Координатор проекта «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие» (внесен в реестр иностранных агентов) Софья Исмаилова говорит, что за этот год получила 25 обращений от трудовых мигрантов из-за значительных сроков зачисления детей в школы, в прошлом году было 10.
По словам Исмаиловой, раньше заявление на зачисление рассматривалось в течение пяти рабочих дней, после чего приходило решение. Для зачисления нужно было приложить регистрацию. Заявление сразу отправлялось в школу через систему mos.ru, а учреждение уже давало ответ, принимают ребенка или нет. Ситуация изменилась в конце июня или в июле, говорит она.
О продолжительных сроках с зачислением детей в школы пишут в отзывах на форуме Центра информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы, размещенным на портале «Я в городе».
У части опрошенных РБК родителей-иностранцев вопрос о приеме ребенка в школу решился положительно к середине октября, некоторые говорят, что до сих пор не смогли устроить детей учиться.
Как рассказал РБК гражданин Киргизии Абдибаасыт Саидов, в июле он подал первое заявление на зачисление ребенка в первый класс одной из школ Новомосковского административного округа через портал mos.ru. В этой же школе в 3-м классе учится его дочь. Через месяц получил ответ, что ожидать решения необходимо еще в течение месяца. После 5 сентября Саидова проинформировали, что предыдущее заявление рассматриваться не будет и нужно направить новое. С тех пор новых сообщений он не получал. По словам Саидова, в школе сообщают, что не видят в системе заявления на зачисление.
С аналогичной ситуацией столкнулась гражданка Узбекистана Мехрибон Иброхимова. Она подала первое заявление в школу № 1210 в июле. В школе ей говорили, что не видят его. Но в начале сентября Иброхимова подала еще одно заявление, а 23 октября получила ответ о зачислении ребенка в школу.
РБК направил запросы в Министерство просвещения и Департамент образования и науки Москвы.
С чем может быть связано увеличение сроков зачисления
Орлова и Исмаилова связывают увеличение сроков с проведением межведомственной проверки заявлений. О том, что такая проверка ведется Исмаиловой говорили в Центре информирования населения.
«Как я понимаю, межведомственная проверка проводится по линии МВД — проверяют регистрацию, законность пребывания родителей в России и т.д. Хотя регистрацию при приеме в школу проверяли и раньше, и, если она была недействительная, заявление аннулировали или отклоняли. Но это занимало не так много времени, не месяц», — рассказала Исмаилова.
О том, что заявления иностранных граждан на прием детей в школы проходят межведомственную проверку РБК сообщил и депутат Московской городской думы Андрей Медведев. «Для поступления родителям необходимо подать заявление на сайте mos.ru, среди необходимых документов — вид на жительство, либо другой документ, подтверждающий, что иностранный гражданин законно находится в Российской Федерации. Указанные сведения и скан-копии документов иностранных граждан направляются в Департамент экономической политики и развития города Москвы для межведомственной проверки», — сказал он.
Он отметил, что московские школы открыты для обучения всех детей в соответствии с российским законодательством и с учетом ресурсов конкретной образовательной организации. Тем не менее, депутат подчеркивает, что из-за растущей нагрузки на столичные школы, в первую очередь учитывается приоритет зачисления в школы москвичей. Поэтому постоянная или временная регистрация ребенка в Москве дает преимущественное право зачисления в первый класс рядом с местом жительства. «Если такого документа нет, то ребенок все равно обязательно пойдет в школу. При наличии мест его зачислят в ту, которую выбрали родители, или предложат другие удобные варианты», — указал Медведев.
В пресс-службе Уполномоченного по правам человека в Москве РБК сообщили, что получили два обращения от родителей, которые являются иностранными гражданами, по поводу зачисления в школе, и совместно с Общественным советом при столичном Департаменте образования и науки города вопросы были решены положительно.
Орлова напомнила, что в сентябре Министерство просвещения рекомендовало школам и организациям дошкольного образования ограничить в классах и группах число детей мигрантов, плохо владеющих русским языком. Министерство сослалось на то, что при слабом владении русским языком, «эффективное обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
По мнению главы комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной, мигрантам могут отказывать в зачислении из-за рекомендации Минпросвещения. В то же время проблемы с зачислением детей в школы сейчас возникают и у российских граждан, отметила она. По мнению Останиной, необходимо строить больше школ и детских садов, в том числе и небольших.
По словам Орловой, такие рекомендации допустимы с точки зрения распределения детей мигрантов внутри классов и школьных групп, но не означает ограничение на их прием в образовательную организацию. «Бесплатное школьное образование — конституционное право каждого ребенка, проживающего на территории России», — напоминает она.
Какие проблемы возникают при приеме детей мигрантов
Как рассказала РБК член Совета по правам человека, детский омбудсмен в Ульяновской области Екатерина Сморода, присутствие в классе плохо говорящих по-русски детей негативно отражается на усвоении программы остальными учениками.
«Владеющие русским языком становятся «заложниками» ситуации, так как не получают должного объема информации во время учебного процесса. Они вынуждены заниматься в значительной мере самоподготовкой в домашних условиях вместо школы, в результате чего качество обучения существенно снижается», — объясняет Сморода. Таким образом, право на образование, предусмотренное Конституцией, нарушается как и для русскоязычных детей, так и для детей с миграционной историей, добавила омбудсмен.
Дети, недостаточно хорошо владеющие русским языком при поступлении в школу, в процессе обучения осваивают его и становятся «как все», а в результате даже говорят без акцента, настаивает Орлова.
Дискуссии о том, как организовать обучение для незнающих русский язык детей активизировалась с началом нового учебного года. Заканчивать с практикой приема таких детей в школу призвал в конце октября заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. На заседании Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка 5 ноября президент Владимир Путин призвал выработать единый федеральный алгоритм для сопровождения таких детей. Чем раньше начать работать с ребенком, тем меньше проблем впоследствии возникнет с его адаптацией и социализацией, отметила советник президента Елена Ямпольская.
Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев считает необходимым создавать для обучения русскому специальные центры или отделения в школах, а также формировать базу преподавателей с необходимой для этого квалификации. К тому же, отметил Фадеев, надо решить, кто должен оплачивать такие занятия: государство или родители.
Чтобы совершенствовать процесс обучения детей мигрантов необходимо решать проблему не только со знанием языка, но и оказывать поддержку учителям для более эффективной социальной и культурной адаптации учащихся, считает эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Елена Овакимян. В первую очередь, по ее мнению, необходимо вводить дополнительные занятия по русскому языку для детей инофонов (так называют детей из семей, где русский язык не является основным языком общения). При этом, указывает Овакимян, сейчас ощущается нехватка учителей, которые могут преподавать русский язык как иностранный. Было бы идеально, считает эксперт, если бы преподаватели также знали особенности родного языка ребенка, так как это тоже может повлиять на процесс обучения русскому языку. По мнению Овакимян, мигрантов не стоит собирать в отдельные группы и классы, так как в этом случае, они могут замкнуться на общении внутри такой группы и терять мотивацию к изучению русского языка и культурных особенностей страны.
Но если в школе преобладают иностранные дети, которые плохо ориентируются в российских традициях, культуре, то часто в таких школах для коренных российских детей начинают устанавливать правила поведения стран мигрантов, предупреждает ульяновский омбудсмен Екатерина Сморода.