Во всяком случае, если судить по анализу ДТП, подготовленному Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, количество аварий с электросамокатами растет, причем не первый год. В этом году этот показатель вырос почти на 48 процентов.
Не всякое происшествие с электросамокатами попадает в разряд дорожно-транспортных происшествий. Например, сбил электросамокатчик человека в парке – это не ДТП, поскольку происшествие случилось вне дорожно-транспортной сети. Тем не менее сотрудники ГИБДД строго следят за этой историей. И сбитые электросамокатчиками пешеходы в статистику попадают. Если они получили серьезные травмы.
Как сообщила директор ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, из общего числа аварий с СИМ на долю частных самокатов приходится в два раза больше смертельных случаев. В 29 ДТП с погибшими участвующие СИМ являлись личными, в 15 происшествиях – прокатными и принадлежали сервисам краткосрочной аренды. По сравнению с общим массивом это минимальные цифры – всего в сервисах аренды за этот сезон совершено больше 250 миллионов поездок.
При этом лишь около 0,001% поездок на арендованных СИМ завершились ДТП. По частным СИМ, наоборот, статистики у нас нет, такие поездки нигде не отслеживаются, номеров на самокатах нет, поэтому доля ДТП может быть кратно выше.
Регулирование частного микромобильного транспорта находится на самом начальном этапе, помимо этого, частные самокаты не имеют ограничения скорости, номеров. Они “не видят” зоны запрета движения, которые устанавливаются операторами в каждом городе. А найти уехавшего симовода после ДТП практически невозможно.
– Из года в год статистика аварий с СИМ демонстрирует нам критическую нехватку инфраструктуры для микромобильного транспорта: больше половины происшествий происходит в местах пересечения разных дорожных участков, – поясняет Ксения Эрдман. – Единственное условие безопасности всех участников дорожного движения – это разведение их по своим участкам улично-дорожной сети, где каждый перемещается со схожей скоростью. В отрасли растут все показатели (пользователи, поездки), кроме основополагающего – количества велодорожек, которые, кстати, нужны не только прокатным СИМ, но и частным, которых в России больше.
Но электросамокаты не единственная опасность на дорогах. Почти в полтора раза выросли аварии по вине водителей-детей
Как пояснили в пресс-службе кикшеринговой компании Whoosh, среди СИМ именно кикшеринг, то есть арендные самокаты, – самый контролируемый и безопасный вид микромобильного транспорта. Сервисы знают все о каждом самокате. Нет анонимных поездок. Частные же самокаты – неотслеживаемый сегмент, и до сих пор нет полной статистики по нарушениям и авариям с ними. При этом в кикшеринге доля поездок с инцидентами не превышает 0,001% от числа поездок.
Но остается понять главное. А как убрать с дороги тех нарушителей, которые пользуются личными электросамокатами?
Но электросамокаты не единственная опасность на дорогах. Почти в полтора раза выросли аварии по вине водителей-детей. То есть тех, кто вообще не имеет права садиться за руль.
Напомним, что управлять мопедом у нас можно с 16 лет. Пройдя соответствующую подготовку в автошколе и сдав экзамен в ГИБДД. В 16 лет появляется возможность сдать экзамен на подкатегорию “А1” – легкие мотоциклы.
Примечательно, что количество аварий по вине несовершеннолетних подростков выросло на 38,4%. А число погибших в них детей – на 23,9%.
По итогам 9 месяцев 2024 года снизились основные показатели аварийности с участием велосипедистов. Количество ДТП уменьшилось на 4,4%, число погибших в них – на 8,2%, раненых – на 4,4%. В конечном итоге получается , что дети просто пересаживаются с велосипедов на электросамокаты.
Родители либо не следят за этим, либо передают им свои аккаунты. То есть способы воспользоваться электросамокатами у тех, кто до них не дорос, есть.
Понятно, что и такие уловки компаниями отслеживаются. Но только после того, как произойдет происшествие на дороге.
Примечательно, что у ГИБДД спектр происшествий меньше, чем у контор, предоставляющих услуги аренды этих транспортных средств. Зато у этих контор штрафы гораздо выше тех, что предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. В общем, каждый выбирает СИМ по себе.
Интересны еще и другие цифры, которые приведены в этом отчете. Есть такое понятие, как коэффициент виновности. Чем чаще человек попадает в аварии, тем он выше. Так вот, согласно данному отчету, дети, которым не исполнилось 16 лет и которые не имели права управлять транспортными средствами, почти в 75 процентах случаев были виновниками аварий.
Интересно и то, что подростки в возрасте от 16 лет, то есть получившие право на управление мопедами и легкими мотоциклами, становились виновниками в 80 процентах происшествий.
Согласно данным отчета, с возрастом и стажем доля виновности в авариях снижается. Но с достижением водителем 65 лет начинает расти независимо от стажа управления.
Инфографика “РГ” / Антон Переплетчиков / Владимир Баршев