Предоставление государством кредитной поддержки малому и среднему предпринимательству позволило смягчить эффект от резкого ужесточения денежно-кредитной политики в марте 2022 года. Вплоть до мая 2022 года стоимость кредита для МСП по льготным программам была ниже, чем ключевая ставка. “С одной стороны, сейчас тоже нет проблем с получением кредита: в интернете можно найти более 300 предложений кредитов разного типа и для разных типов малого бизнеса, начиная с ИП, – говорит доктор экономических наук Александр Чепуренко. – С другой стороны, ведь не только цена кредита влияет на готовность со стороны владельцев малого бизнеса им воспользоваться, они ориентируются еще и на ожидаемую емкость рынка, различные коммерческие и некоммерческие риски”.
Банк России опубликовал план поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшие два года. Предложено более трех десятков мер по разным направлениям: развитие кредитования, программы льготного финансирования, статистическая информация ЦБ, цифровой профиль и система быстрых платежей… В итоге кредиты, особенно инвестиционные, удалось сделать более доступными. Особенно вкупе с инфляцией. Поскольку она растет, то отдавать кредит придется уже подешевевшими рублями, и чем на более длительный срок берешь кредит, тем реально более дешевым он становится. “Да, эти меры работают, – продолжает Александр Чепуренко, – но в отношении лишь небольшой группы МСП – тех, кто имеет позитивную кредитную историю, способен грамотно планировать свои финансовые обязательства, уже ранее участвовал в программах льготного финансирования. Если же мы говорим об инвестиционных кредитах, то подавляющее большинство субъектов МСП – это микропредприятия, которые в принципе инвестиционных кредитов не берут, ограничиваясь либо самофинансированием, либо коммерческим кредитом от партнеров, либо потребительскими кредитами. Кроме того, инвестиционный кредит – это всегда еще и проявление уверенности в предсказуемости финансово-экономической ситуации как минимум на период кредита. Вот этой уверенности у МСП сегодня нет”.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) продолжают использовать кредиты, но менее активно
Как бы то ни было, малый бизнес переживает подъем. Эксперты отмечают повышение делового оптимизма у малых и средних предпринимателей. Согласно индексу RSBI, роста выручки ждет максимальная за все время наблюдений доля предприятий МСП – 43 процента. Устойчиво положительное значение индекса RSBI связано прежде всего с сохранением острой необходимости насытить российский внутренний рынок. Малый и средний бизнес в силу своей большей гибкости и меньшей заметности легче адаптируется к санкционному режиму и играет активную роль в параллельном импорте в Россию целого ряда видов товаров и услуг для населения. В какой-то мере он и сам становится производителем товаров и поставщиком услуг, заполняя освободившиеся ниши, а также выступает субподрядчиком у более крупных структур, участвуя уже не просто в параллельном импорте, но и в импортозамещении.
Число занятых в малом и среднем предпринимательстве достигло в России 30 миллионов человек, из них 7 миллионов пришли в этот сектор за последние три года. Прирост численности занятых в МСП показали 34 региона из 85. К 2030 году долю средних предприятий кабмин планирует увеличить в два раза, вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП довести до 28 процентов, доходы на одного работника поднять на четверть.
Малый бизнес ждет от государства не столько конкретной поддержки, сколько предсказуемости в налоговой политике
Серьезную роль в укреплении этого сектора экономики сыграли меры поддержки со стороны государства. Одна из последних – принятый Госдумой закон о новом порядке сбора статистических данных с малого и среднего бизнеса. С владельцев предприятий МСП частично снимается отчетная нагрузка. До сих пор они были обязаны предоставлять информацию муниципальным, региональным, федеральным органам власти – существовало до тысячи форм разнообразной отчетности, дублирующих друг друга. Теперь же сведения, интересующие государство, предприниматели смогут подавать в ГИС Росстата по принципу “одного окна”. При этом запрещается сбор у них иной отчетности (за исключением сведений, входящих в состав административных данных, и сведений, сбор которых прямо предусмотрен федеральными законами).
Малый бизнес ждет от государства не столько конкретной поддержки, сколько создания нормальной деловой среды, в которой можно спокойно работать, и самое главное – предсказуемости в налоговой политике.