Код зумера
Как оказалось, чаще других задолго до получения диплома начинают работать студенты, чья специальность связана с математикой, информационными технологиями, естественными науками, реже – гуманитарии: 58 процентов против 47.
ИТ-компании, которых на Среднем Урале немало, весьма заинтересованы в притоке таких кадров: студентов охотно берут на стажировки с прицелом на постоянное трудоустройство. По оценке взрослых коллег, зумеры легче предыдущих поколений осваивают цифровые технологии, отлично владеют навыками поиска информации, в результате быстрее наращивают компетенции и с готовностью берутся за более сложные рабочие задачи.
– За последние десять лет российские вузы сделали невероятный рывок в подготовке айтишников: сейчас в нашей компании чуть больше 30 процентов сотрудников в возрасте от 18 до 25 лет, треть из них совмещает работу с учебой в университете, – говорит операционный директор ИТ-компании Artsofte Наталья Данилова.
По ее словам, бизнес стремится удерживать хороших специалистов вне зависимости от возраста. Работодатели заинтересованы в том, чтобы сотрудникам было комфортно и они видели перспективы дальнейшего карьерного роста в компании. При этом прямой корреляции между возрастом работника и размером его заработной платы нет.
Как правило, настроенных на серьезную работу ребят кадровики видят сразу
– Во многих ИT-компаниях зарплата сотрудника зависит от грейда, то есть его ценности для фирмы и компетенций. Если 18-летний и 40-летний специалисты обладают одинаковыми навыками, то получат сопоставимую зарплату, – поясняет Данилова.
Студент магистратуры УрФУ Иван Морозов пришел в компанию в конце первого курса. Сейчас трудится на полную ставку и выполняет функции low-code-специалиста – отвечает за моделирование, настройку бизнес-процессов.
– Так как я работаю по специальности, это дополняет учебу. Знания, которые получаю в университете, я могу использовать здесь. И наоборот, приобретенные на работе практические навыки оказываются полезными в учебе. Например, во время выполнения последнего учебного проекта очень помогло то, что в компании я научился грамотно составлять технические задания, – описывает преимущества такого совмещения Иван.
Прокачать непрофильные навыки
Если студенты-программисты чаще всего уже обладают довольно основательными знаниями, то есть отрасли, где вход в профессию сопровождается минимальными требованиями к квалификации и образованию, например общепит. Студенты могут трудоустроиться на вакансии бармена, официанта или хостеса, который встречает гостей и провожает до столика.
Как пояснил ресторатор Максим Венгер, владельцы заведений с распростертыми объятиями принимают кандидатов, у которых есть желание совмещать учебу с работой, даже если при этом у них нет необходимых навыков. По его словам, в каждом ресторане, как правило, отработан процесс обучения профессии, главное, чтобы у новичка было желание ее осваивать и мотивация зарабатывать больше.
– Такой опыт в студенческие годы – это школа жизни, где ты прокачиваешь самый крутой навык – коммуникацию. Дальше, перейдя в другую сферу и на другую должность, ты будешь стоить на рынке труда дороже, так как способность коммуницировать с разными людьми дает большое преимущество, – резюмирует Венгер.
Знания и мотивация
Более высокие требования к молодым кадрам на промышленных предприятиях. Резидент инновационного центра “Сколково” ReinnolC проектирует и производит теплообменное оборудование и комплексные решения для подготовки воды и переработки промышленных стоков. В компании рассказали, что из студентов стать частью их команды могут только старшекурсники.
– Мы создаем сложное оборудование, в том числе для атомных станций, поэтому специалистов подбираем очень тщательно. Это касается и студентов. К ним подход немного иной, чем к кандидатам с опытом: на собеседовании интересуемся учебой, смотрим оценки, задаем вопросы по специальности, выясняем, насколько кандидат определился с выбором профессии, рассказываем, что ждет молодежь у нас. Как правило, настроенных на серьезную работу ребят видно сразу, – раскрывает свои секреты директор по персоналу Вероника Юдина.
Студентов принимают как специалистов без категории. Сначала они учатся, вникают в специфику, а после получения диплома могут аттестоваться на категорию и в перспективе вырасти до ведущего специалиста или руководителя. Сейчас студенты и аспиранты трудоустроены в теплотехническом, конструкторском и научном департаментах компании, а также в дирекции по качеству.
– Я работаю со второго курса колледжа. Но начинала продавцом в магазине, потом была специалистом технического контроля на производстве трансформаторов, перешла в компанию по производству горнодобывающей техники, то есть не по специальности, – говорит студентка четвертого курса физико-технологического института УрФУ Татьяна Сабанцева. – На нынешнее место работы я пришла уже с небольшим опытом и скоро стану инженером по качеству – это специальность, которую я получаю в вузе. Я понимаю, что смогу расти в этой компании дальше. Пока зарплата как у начинающего специалиста без категории, на эти деньги я снимаю квартиру и себя обеспечиваю. Главное, что вопрос с постоянным трудоустройством и профессиональным ростом уже решен: мне интересно развиваться как специалисту. Все мои однокурсники тоже работают, кто-то по специальности, кто-то нет. Все приходят в университет с ноутбуками и во время перерывов мы часто решаем рабочие вопросы. Такова жизнь!
Стартовать по специальности
По оценке председателя комитета по промышленности Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Андрея Мисюры, доля молодежи в коллективах предприятий продолжает снижаться – за последние четыре года примерно на пять процентов. И промышленники, естественно, заинтересованы в закреплении этой категории работников на производстве.
– Устраиваясь на заводы, ребята проходят обучение и получают наставников. Это люди с многолетним опытом, которые привыкли к тому, что рабочий день не завершается в 17.00 – смена подходит к концу, когда выполнена поставленная задача. Молодое поколение перенимает этот подход, формируется своеобразная моральная установка: ребята стремятся решить задачи, которые стоят перед ними, перед их подразделением, предприятием, а не просто отбыть положенное время и скорее пойти домой, – рассуждает Мисюра. – Молодые люди хотят закрепиться на рабочем месте, реализовать себя. И когда у них есть интерес к профессиональной деятельности, когда они видят возможности дальнейшего карьерного роста, они будут “вгрызаться зубами” в работу и добросовестно выполнять поставленные задачи.
Современные молодые люди уже в 18-19 лет хотят быть финансово независимыми, и рынок труда предоставляет им такую возможность. Форматы занятости зависят от специфики бизнеса: как правило, в сфере сервиса студенты могут работать по несколько часов в день или в отдельные дни недели, в машиностроении и других “серьезных” отраслях – другая специфика.
– Чтобы решить проблему дефицита персонала, работодатели должны применять индивидуальные кадровые стратегии, например, предлагать разные форматы занятости, ориентируясь в том числе на студенческую молодежь. Естественно, в разных секторах экономики разная стоимость рабочей силы. Скажем, в сфере доставки маржинальность выше, чем в других отраслях, соответственно, больше возможностей премировать персонал. Но это не единственный фактор, влияющий на выбор. Что предпочесть – пойти на высокую зарплату, но при этом бегать, разнося заказы, или на позицию, где зарплата гораздо ниже, но есть перспектива развития, профессионального роста, хотя она и носит долгосрочный характер? Это уже личная стратегия человека, – рассуждает директор Школы госуправления и предпринимательства Уральского федерального университета Алексей Клюев. – На мой взгляд, все-таки идеальная модель – когда студент проходит практику по получаемой в учебном заведении специальности. И в этом плане необходимо сотрудничество университетов с работодателями в организации оплачиваемых стажировок.