28 января 1992 года президент США Джордж Буш-старший выступил в Конгрессе с речью, в которой заявил: «С помощью Бога Соединенные Штаты победили в Холодной войне».
Декларация и капитуляция
Три дня спустя Буш и президент России Борис Ельцин подписал Декларацию о прекращении «холодной войны», в которой говорилось: «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Отныне отличительной чертой их отношений будут дружба и партнерство».
Новое российское руководство в своих речах упирало на слово «партнерство», однако для американцев принципиально было слово «победа».
Советский блок и сам Советский Союз прекратили свое существование, и в Америке это воспринимали как исторический успех. Двухполярный мир, возникший после Второй мировой войны, становился однополярным. Оспаривать лавры мирового гегемона у Вашингтона больше никто не мог.
Эйфория от случившегося оказалась настолько велика, что политолог и философ Фрэнсис Фукуяма в своей работе провозгласил «Конец истории», объявив новый мировой порядок окончательным.
«Кому это понравится?»
Вся человеческая история указывала на то, что это не более чем иллюзия. Однако Соединенные Штаты поверили в эту иллюзию и приступили к ее закреплению на практике.
Очень быстро стало ясно, что мировой гегемон — это отнюдь не справедливый управленец, а хищник, желающий казнить и миловать исходя исключительно из собственных интересов. За три десятка лет Соединенные Штаты не смогли справедливо урегулировать ни один международный конфликт. Более того, они сами стали причиной череды войн и распрей. Построение «демократического мира» в Ираке, Афганистане, Ливии обернулось катастрофой прежде всего для жителей самих этих стран.
В 2007 году на конференции в Мюнхене Владимир Путин заявил: «Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того — отдельные нормы, да, по сути — чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну, кому это понравится? Кому это понравится?».
Никто не хочет быть «американским Горбачевым»
Речь Путина, однако, была воспринята не как повод для серьезного диалога, а как «бунт побежденных», который должен быть подавлен во что бы то ни стало.
И все то, что мы видим сейчас, является американской попыткой «подавления бунта».
Реальное единство американских политиков заключается в неготовности пересматривать положение вещей, установившееся к началу 1992 года.
Ни Камала Харрис, ни Дональд Трамп не желают примерять образ «американского Горбачева» или «американского Ельцина». Переход к равноправию на международной арене для элиты США на сегодняшний день однозначно рассматривается как геополитическое поражение.
Долгое падение
Исходя из этого и республиканцы, и демократы намерены продолжать схватку за мировое господство всеми доступными средствами. И если даже в каком-то из сценариев военный пожар на Украине угаснет, он с высокой долей вероятности вспыхнет с новой силой в другой точке земного шара.
Поэтому поговорка «хрен редьки не слаще» в применении к нынешним выборам в Соединенных Штатах актуальна не только для России, но и для всего человечества.
Гегемон уйдет неизбежно, но перед этим много чего разобьет и поломает. Вне зависимости от того, кто будет хозяином Белого дома с января 2025-го по январь 2029 года.
Выборы президента США
Выборы президента США
<!–Расположение: –>