Люди, знающие о своей скорой смерти, переосмысливают отношение к миру, начиняя испытывать радость от самых незначительных будничных событий, считает шведский ученый. Но это не совсем верное утверждение, рассказали aif.ru эксперты.
Очень неоднозначно
Клинический психолог из Швеции Маттиас Транберг, работающий с тяжелобольными пациентами, пришел к выводу, что общение с родными, друзьями, наслаждение простыми удовольствиями, вроде пребывания на природе, позитивный настрой — темы, которые по мере прогрессирования болезни пациенты все чаще ассоциировали с определением «счастье».
Но клинический психолог Рената Бахтеева считает, что далеко не каждый человек, осознавая приближение скорой кончины, будет пребывать в столь благостном состоянии.
«В такие моменты человек задаётся главными вопросами о всём своём существовании в этом мире, относящимися к его жизни, к результатам и достижениям, к наследству, к пониманию качества его жизни и к смыслу его собственной смерти, — отметила эксперт. — И если он не готов к ответам на эти вопросы, если он боится допустить их в своё сознание, то приходит беспокойство, тревожность, психосоматические болезни или другие психологические проблемы».
Паллиативные специалисты отмечают одну общую тенденцию: перед тем, как навсегда покинуть этот мир, каждый человек, будто бы избавляется от боли.
Исследователи допускают, что телесные страдания не уходят из тела вовсе, но они внезапно перестают беспокоить пациентов. Создается впечатление, что в решающий миг фокус внимания человека переносится на что-то гораздо более важное, и боль уходит на второй план.
Чаще всего состояние предсмертной эйфории переживают те люди, которые по каким-то причинам, обретают смирение перед ее лицом, принимая этот процесс как неизбежное завершение жизни, считает Бахтеева.
При этом, определенно, важную роль играет профессиональная медицинская и паллиативная помощь. Пациенты, которым были оказаны все необходимые поддерживающие процедуры, в целом были более умиротворенными и прожили дольше.
Опасность опрометчивых суждений
В том, что каждый случай уникален и влияние на мировосприятие пациентом зависит от ряда факторов, в том числе и внешних, и ошибочности на основе наблюдений одного или нескольких специалистов делать однозначные выводы, уверен и врач-психиатр, психотерапевт высшей категории Александр Федорович.
«Мой опыт говорит о том, что поведенческие реакции сильно зависят от изначальной структуры личности. Что само по себе позволяет предположить варианты реагирования человека не только на сообщение о скорой смерти, но, гораздо чаще, об информации о наличии какой-либо болезни, — считает эксперт. — В большинстве случаев люди относятся к такой новости весьма тревожно. Кстати, следует отметить, что, сама по себе подача такой информации, зачастую тоже оказывает весомое влияние на последующую реакцию пациента».
Имея — не ценим
«С психологической точки зрения, когда мы заболеваем — начинаем ценить здоровье, когда теряем удобства, начинаем их также их очень ценить. Любые изменения заставляют нас сравнивать, — поясняет клинический психолог Мария Сатирова. — В моей практике работы с онкобольными очень важно проживание смыслов. На самом деле нередко тяжелобольные или люди, которые находятся на грани смерти в силу глубоко преклонного возраста, гораздо больше начинают ценить жизнь: от вкуса еды до восприятия приятных моментов».
Однако, по словам эксперта, однозначно утверждать, что все люди, узнав, что спустя определенное время их не станет, преисполняются счастья, гармонии и умиротворения, нельзя.
«Многое зависит от окружения, внимания близких, родных, их помощи больному, а также от того, насколько насыщенную событиями, интересную жизнь он сам проживал. Люди, жизнь которых наполнена различными смыслами, им проще уходить, потому что они понимают, что проживают жизнь наиболее полно, получая от нее все, что возможно», — считает Сатирова.
<!—Расположение: —>