Команда мореходов, исследователей, ученых и художников Товарищества поморского судостроения отправится на шитом вицей – веревкой из еловых ветвей – деревянном карбасе в Мангазею”. В XVII веке это была пушная столица Сибири.
Под парусами и на вкслах участники похода планируют пройти три тысячи километров дорогой средневековых первопроходцев: через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок – один из самых опасных и трудных путей, ведущих с Севера на Восток.
Мангазея стала первым русским городом за Полярным кругом. Основанный в 1601 году, город поражал своим богатством воображение средневековых путешественников, но процветал он всего семьдесят семь лет. Из-за конъюнктурных изменений и пожаров город опустел.
Торговый путь, проложенный жителями Русского Севера до Сибири – от Северной Двины до Тазовской губы и далее по реке Таз до города Мангазея, получил название “Мангазейский морской ход”. Он стал одной из важнейших страниц в истории страны. Открытая первопроходцами дорога послужила колоссальному расширению и экономическому развитию Русского царства, а смелость и отвага поморов-путешественников, потрясала и вдохновляла многих путешественников вплоть до настоящих дней.
Нынешние путешественники отправляются в путь на традиционном, построенном без гвоздей поморском карбасе “Матера”, стройку которого начали в Москве в прошлом году. Во время похода участники будут останавливаться в деревнях и селах, стоящих по берегам на пути их маршрута, для встреч с местными жителями, рассказывать о поморах-первопроходцах, истории Севера и освоении Сибири, технологиях традиционного деревянного судостроения и мореходстве от средних веков и до наших времен.
Приготовление карбаса “Матера” к походу в Мангазею. Фото: vk.com/pomor_schooner
– После завершения похода осенью 2024 года в Москве откроется выставка “Технология открытий”. На ней будут представлены экспедиционный карбас, фотографии, фильм, собранные в ходе экспедиции материалы. – сказал корреспонденту “Родины” руководитель экспедиции и Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.
Товарищество поморского судостроения занимается сохранением культуры традиционного судостроения и мореплавания Русского Севера. На верфи в Архангельске построено более десяти традиционных поморских судов. На этих лодках с парусом ежегодно знакомятся с Русским Севером десятки человек со всей страны.