Есть один путь сдерживания и снижения цен — наращивание производства, заявил aif.ru исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. А в отношении покупателей действовать надо «точечно», добавляя денег тем, кому не хватает, но не сдерживать рост цен на все и для всех.
Для кого суммы не писаны
В условиях, когда страну лихорадит то рост цен на яйца, хлеб, а потом сливочное масло и картофель, власти, судя по всему, не хотят устанавливать предельные розничные цены либо наценки на социально значимые продукты питания волевым решением. Вместо этого профильные ведомства намерены совместно с продавцами и отраслевыми союзами организовать работу по расширению перечня продовольственных товаров, в отношении которых торговые сети и производители могут добровольно ограничивать наценки.
Хотя есть и другой вариант: введение всевозможных продуктовых карточек и субсидий для тех, кому не хватает денег на оплату полной цены необходимых для жизни товаров. Эта мера — самая здравая с точки зрения экономики. Но сама идея появления новых «продуктовых карточек» вызывает у многих отторжение. Не столько по сути, сколько из-за термина.
В результате меры, которые принимают власти, выглядят неполноценно и неоднозначно, считают эксперты. С одной стороны, регулирование цен «сверху» на тот или иной продукт неизбежно ведет к его дефициту и исчезновению с магазинных полок. С другой — пускать ситуацию на самотек тоже неправильно.
«Обеспечить доступность продуктов для малоимущих граждан в любой экономической ситуации может только государство, — уверена доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ имени Плеханова Мария Долгова, — Хотя бы потому, что производство дешевых и низкомаржинальных продуктов не привлекает изготовителей, особенно в период инфляции. А на дорогие и высокодоходные товары у многих не хватает денег».
Например, сливки, по словам Долговой, не входят в перечень «социально значимых продуктов», но их производство намного более рентабельно изготовления сливочного масла. В результате основная масса отечественных молочных жиров идет в эту сферу, а себестоимость масла растет, потому что производителям приходится переходить на более дорогие импортные жиры.
Между тем и эксперты, и представители торговли сходятся в том, что наиболее разумным шагом в этой ситуации должно быть введение адресной поддержки малоимущих слоев — пенсионеров, многодетных, одиноких матерей, людей с ограниченными возможностями и других.
«Это могут быть разные формы — купоны (талоны), системы социальных магазинов, скидки по социальным картам на конкретные виды товаров, — перечисляет Долгова. — К тому же подобные меры широко применяются и в других странах».
Аналогичной позиции придерживается и глава «Руспродсоюза», и предлагает свой механизм реализации такой поддержки.
«Государство определяет категории, которым положены скидки на социально значимые продукты отечественного производства, и на кассе магазина с такого покупателя возьмут за эти товары меньшую цену, — поясняет Востриков. — Глубину скидки по договоренности и путем соглашений можно определить с федеральными сетями, а сами ценники в магазине можно “подсветить” цветом для дополнительной информации».
При таком регулировании, по его мнению, государству не потребуется выделения дополнительного финансирования, а покупатель получит снижение цен на самые необходимые продукты и товары.
Защита от эффекта «пустой полки»
Понятно, что волевое ограничение цены на какой-то вид масла (скажем, 72,5% жирности), привело бы к немедленному сокращению его производства и дефициту. А все другое масло так оставалось бы дорогим.
В этой связи показательна ситуация с хлебом, наценки на который вызвали споры между антимонопольным ведомством и торговыми сетями. ФАС обвинила продавцов в диких (от 60 до 100%) наценках, а те заявили, что цены растут лишь на отдельные премиальные сорта.
«С понятием “социально значимый” хлеб надо было бы навести порядок, — считает независимый эксперт Александр Корбут. — Как потребитель, я считаю, что он должен быть не просто дешевый (то есть состоящий, как сейчас, из самых дешевых ингредиентов), а качественный и при этом доступный».
То есть покупатель должен иметь возможность, в том числе и материальную, купить полноценный продукт, а не эрзац, подогнанный под определенный ценовой порог.
«Дело в том, что сегодня дотирование производства каких-либо видов хлеба не предусмотрено, — объясняет директор НИИ хлебопекарной промышленности Марина Костюченко. — Но если какой-то вид хлеба объявляется “социально значимым”, то, наверное, необходимы какие-то меры поддержки населения».
Напомним, что в России уже 14 лет действует список из 24 «социально значимых продуктов», резкий рост цен на которые (10% за 60 дней) должен вызывать реакцию государства в виде установления «потолка» цен. Однако за все это время этот механизм не был применен ни разу. В результате к нему были и остаются претензии как у потребителей и производителей.
Инвестиционный интерес
Что же касается вопроса в целом, то, как считает глава «Руспродсоюза», для сдерживания и снижения цен есть лишь один путь — наращивание производства.
«Для инвестиционной привлекательности производства продуктов питания необходимо поддерживать и гарантировать стабильную рентабельность, достаточную для расширения производства», — полагает он.
Впрочем, Долгова в свою очередь отмечает, что если говорить о поддержке сельхозпроизводителей, то она существует и в настоящее время, причем в разных формах. Новые же льготы или субсидии лягут на бюджет, что может негативно сказаться на финансировании других сфер деятельности.
Ранее сообщалось о том, почему в стране вслед за яйцами, хлебом и сливочным маслом дорожает картофель.
<!—Расположение: —>