– Здесь аккуратнее, вот тут поправить немного нужно. А теперь можно заливать воск. Только это я сам сделаю, чтобы никто не обжегся, – между сосредоточенно работающими детьми ходит учитель труда.
Николаю Мирошникову в январе исполнится 85 лет, но выглядит лет на 20 моложе. Говорит, это потому, что всю жизнь занимается любимым делом – учит детей работать руками. Про всю жизнь – не преувеличение. Николай Яковлевич преподает с 1965 года, почти 65 лет!
Мой собеседник не прерывал работы даже под обстрелами, когда ВСУ яростно били по центру Донецка “градами” и натовскими снарядами. Дети тогда учились дистанционно, но учителя были на рабочих местах.
– В соседнюю школу попали – там погибли люди. И в наш лицей попадало. Я был в кабинете, и вдруг грохот. Перед входом взорвался снаряд, окна вылетели. Погибли завстоловой и повар. Рядом, на бульваре Школьном, жилые дома тоже обстреливали. И гостиницу неподалеку. Во дворах горели машины. Выходишь на работу и не знаешь, дойдешь ли. Хорошо, что дети тогда дома учились, – вздыхает Николай Яковлевич.
Сейчас школьники вернулись в классы. Окопные свечи, которые делают на уроках труда, через волонтеров передадут бойцам на передовую. Кстати, к каждой окопной свече школьники прикрепляют послание бойцам, чтобы им тепло было не только от огня.
Николай Яковлевич мечтает, чтобы на уроках труда использовался лучший опыт прошлых лет.
– Раньше в школах были хорошо оборудованные мастерские и действовала прекрасная программа обучения, – вспоминает Николай Мирошников. – Например, можно было на уроках труда научиться работать с металлом и деревом, изучить электротехнику. Еще я всегда старался проводить профориентацию для ребят. Приглашал родителей учеников, чтобы они выступили в классе. Например, рабочий с металлургического завода приходил, рассказывал о своей профессии. Потом урокам труда стало уделяться меньше внимания. Но теперь ситуация меняется.
К каждой свече школьники прикрепляют послание бойцам, чтобы им тепло было не только от огня
Николай Яковлевич рассказывает, что выстраивает уроки таким образом, чтобы на теорию уходило 15 – 20 процентов времени, а в основном ученики выполняли практические задания:
– Многие после девятого класса пойдут в техникумы, и я стараюсь привить им любовь к рабочим профессиям. Объясняю, что это основа любого производства, что всегда ценятся люди, умеющие работать руками. Да и зарплата у квалифицированных рабочих порой больше, чем у инженеров и техников. Конечно, современные дети – это цифровое поколение. Но и среди них много тех, кто любит и умеет работать руками. Я бы сказал, таких примерно половина. И они точно будут востребованы на рынке труда. Особенно в промышленном Донбассе.