4 ноября исполняется 240 лет со дня рождения знаменитого российского архитектора Осипа Бове. Он спроектировал самые знаковые объекты Москвы – от Красной площади до комплекса зданий Первой Градской больницы.
Чем столица обязана
? Рассказывает историк, культуролог и москвовед Александр Васькин.
Москва может похвастаться и разнообразием архитектурных стилей, и работами выдающихся архитекторов. Но заслуги Бове в обустройстве города после пожара 1812 года поистине бесценны! Дело не только в том, что он автор Манежа и Триумфальных ворот. Бове работал также над обликом храмов. Его таланту принадлежит и знаменитая церковь «Большое Вознесение» у Никитских Ворот, где когда-то венчались Пушкин и Гончарова, и храм Святителя Николая в Котельниках. Он автор уникального архитектурного ансамбля Театральной площади – это вообще визитная карточка Москвы.
Представить себе её без шедевров Бове сегодня невозможно. Это же как масштабно, как стратегически, как планомерно нужно было мыслить, чтобы воссоздавать Москву после страшного пожара! Строить одновременно и новый, и сохраняющий традиции город, которым потомки будут гордиться спустя века. Многие сравнивают Бове с другим русским архитектором итальянского происхождения – Карлом Росси. Но я скажу, что Бове сделал больше, чем Росси. Карл Иванович создавал Санкт-Петербург с нуля. А Бове нужно было учитывать ту планировку, которая уже была в Москве, ведь город стоял несколько столетий и до него. И благодаря его труду Первопрестольная обрела другой облик – торжественный, парадный. Москва стала такой, какой мы её знаем сейчас.
В те годы она не была столицей, но Бове сделал всё, чтобы заложить основы её будущей истории.