А началось все с кафе «Пирожное» в Ленинграде. Студент Виктор угощал Тоню эклерами. И представить себе не мог, что эта девочка станет его спутницей на всю жизнь, а десерт — любимым семейным блюдом.
Вот уже 70 лет Антонина Григорьевна готовит аппетитные эклеры, чтобы отпраздновать с Виктором Викторовичем годовщину свадьбы.
Расписались молодые осенью 1954-го в ЗАГСе Пушкинского сельсовета Хворостянского района Липецкой области. А познакомились еще раньше — в 1948-м. В компании общих друзей-студентов. Было это в Ленинграде, куда Тоня и Витя приехали после школы получать образование.
«Начали ходить друг к другу в гости да на танцы»
Бежать в ЗАГС не торопились — дети войны, они хотели сначала выучиться, встать на ноги, чтобы потом не бедствовать. Слишком хорошо помнили, как жили их семьи во время Великой Отечественной. И холод, и голод переносили. И одеть было нечего…
Подростками оба помогали фронту — Виктор отправился на стройку Челябинской ТЭЦ. Тоня в Липецкой области дежурила на крыше и снимала фугаски, чтобы школа не загорелась. А потом оба уехали в город на Неве. Она училась в финансово-экономическом институте, он — в военно-морском училище.
«У них там, считай, одни девочки были, а у нас коллектив чисто мужской. Ну и начали ходить друг к другу в гости да на танцы», — рассказываетразговор Виктор Викторович.
Сложно сказать, была ли это любовь с первого взгляда. Но понравились они друг другу сразу — это точно.
«Свадьбы как таковой и не было»
«Встречались мы долго, в течение шести лет, — вспоминает теперь Антонина Григорьевна. — Я окончила институт и поехала в Воронеж, в областной финансовый отдел, а Виктор еще оканчивал училище…»
Воронеж и Липецк недалеко друг от друга. Поэтому регистрировать брак, когда пришло время, молодые отправились на родину Тони. Невесте было 24 года, жениху — 26.
«Поехали к моим родителям, там расписались. Потом — к его родителям в Белгород-Днестровский, что под Одессой. Свадьбы как таковой и не было. Скорее — вечеринка… Приняли меня очень хорошо, мы как родственники стали».
Правда, 13 лет после свадьбы у Антонины и Виктора прошли в буквальном смысле на чемоданах — колесили по всему СССР и даже за границей. Виктор — подводник. Выбирать место жительства не приходилось. Куда Родина отправляла — там и был их с Антониной дом.
«Было и хорошее в жизни, и всякое»
Только в 1967-м перевели его в Мелитополь. И вот уж там зажили спокойно. Обосновались. Привыкли. А в конце 1990-х перебрались в село Новобогдановка — в том же Мелитопольском районе Запорожской области, которая наряду с Херсонской, а также ДНР и ЛНР вошла в состав России.
СВО, начавшаяся в феврале 2022-го, не обошла стороной эту семью.
«Было страшно, и взрывы были, — вздыхаетАнтонина Григорьевна. — Сейчас немного поспокойнее. Но, вы знаете… Я не стала бы сравнивать Великую Отечественную войну и СВО. Это, по-моему, невозможно. Раньше у нас была одна семья, Советский Союз. А теперь — разрозненные семьи, не всегда дружественные. Сложно сейчас. Тяжело».
Помолчав, хозяйка добавляет: «Я ведь замуж выходила и даже не знала, что Виктор — украинец. Мне было все равно. Все жили как один народ».
И 70 лет спустя ответили: «Да!»
В день благодатной свадьбы их спросили в ЗАГСе: готовы ли супруги Клязник и дальше называться мужем и женой. На что супруги в один голос ответили: «Да!»
«Было и хорошее в нашей жизни, и всякое, как во многих семьях, — рассказывают Антонина и Виктор. — Но ничего, прожили! И вроде неплохо».
Спустя 70 лет после Марша Мендельсона в ЗАГСе они все еще сидят в обнимку, улыбаются друг другу. И слово «любовь» не исчезло из их лексикона. Хотя как люди старой закалки они могут и не произносить его часто. Для них любовь — в поступках. Во взглядах. В том, что не требует пояснения.
Кто-то скажет: да он подводник — его и дома не было, вот и сохранился брак. Но частые разлуки — лишь один из ингредиентов семейного счастья (хоть и не для всех). А есть еще взаимоуважение, терпение, верность, поддержка… У ветеранов Вооруженных Сил СССР супругов Клязников все это точно есть.
«Меньше трепали нервы по пустякам»
«Она из сельской семьи, работящая, заботливая, — говорит Виктор Викторович. — Не то что фифа какая-нибудь — лишь бы муж деньги зарабатывал, остальное неважно. У нас не так. Я всегда знал, что меня дома ждут, волнуются. Оттого, видимо, мы меньше трепали нервы по пустякам».
Сила духа, бодрость, оптимизм тоже позволили надолго сохранить нежность в отношениях и сам брак. А ведь начиналось-то все с банальных эклеров в кафе «Пирожное»… Кто бы мог подумать, что они свяжут мужчину и женщину настоящей любовью? Свяжут навсегда. И станут семейным ритуалом.
Сегодня Антонине Григорьевне 94 года, Виктору Викторовичу — 96. Двое детей подарили им четверых внуков и двух правнуков. А какая это радость, знают только те, кто их дождался!
Впрочем, приятных моментов у супругов достаточно. Огород тоже скучать не дает ни минуты. Тут всегда есть чем заняться.
«Посадили что-то на участке, выросло — вот и радость!.. Мы свое отработали, отслужили. Спокойно жить — это для нас сейчас самое главное!»
<!–Расположение: –>