В 2024 году исполняется 85 лет с момента создания Ленинградского театра эстрады и миниатюр, продолжателями культурных традиций которого сегодня являются сразу два театра: Театр эстрады в Санкт-Петербурге и театр «Сатирикон» в Москве. Оба театра носят имя Аркадия Райкина.
Большая часть праздничных мероприятий пройдет в Петербурге, городе мостов, где началась история «Сатирикона».
На пресс-конференции, которая прошла в Северной столице, руководители театров рассказали о программе «Мосты через время».
2 и 3 ноября на сцене Театра Эстрады им. Аркадия Райкина «Сатирикон» представит театральное сочинение под названием «Государь-стендап» — по мотивам трактатов «Государь» Макиавелли и «Государство» Платона. Философско-музыкальное стендап-шоу, синтез философии, музыки и юмора от режиссера Александра Локтионова. «Сделано это азартно, весело, музыкально, свободно, по-хорошему отвязно. По-моему, очень увлекательно для зрителя», — прокомментировал художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.
7 и 8 ноября на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда Александринского театра покажут «Елизавету Бам». На основе пьесы ленинградца Даниила Хармса и жизнеописаний ее автора в постановке режиссера-петербуржца Гоши Мнацаканова.
Спектакли новые, современные, поставили их молодые режиссеры, ученики режиссера Сергея Женовача, однокурсники (ГИТИС). «Елизавету Бам» впервые везут на гастроли.
— Мы с особым волнением приезжаем на нашу историческую родину. Я здесь родился, по рождению — ленинградец, слово Ленинград — в моем паспорте. Театр эстрады для меня — священное место. С детства помню, как здесь на сцене работал мой папа. И мои первые впечатления от спектаклей отца я получил именно в этом театральном пространстве. Время от времени приезжая сюда, работая на этой сцене, я вижу, как она украсилась, расцвела, как хорошо оборудована, по-хозяйски содержится, каким красивым стал зрительный зал. За это — слова благодарности Юрию Гальцеву, руководящему театром уже 15 лет. Петербуржцы вместе с нами празднуют 85-летие театра. Это попытка соединить прошлое и настоящее. Очень важно не забывать, откуда мы родом, сохранить традиции. Хотя мы и поменяли жанр: театр был эстрадным, стал драматическим, мы занимаемся и классикой, и современным искусством. Но это произошло с благословения Аркадия Райкина, еще при его жизни, — рассказал Константин Аркадьевич.
— Если бы сейчас Аркадий Исаакович пришел в наш театр, посмотрел его, думаю (уж простите меня!), что остался бы доволен. В нашем репертуаре около 30 спектаклей. Работают мои талантливые молодые ученики. Мы сохраняем атмосферу, эстрадный жанр, эксцентрику, приятно работать с молодыми режиссерами… — отметил заслуженный артист России, художественный руководитель Театра эстрады Юрий Гальцев.
Проект назвали «Мосты через время». Почему мосты? История московского «Сатирикона», начавшаяся в 1939 году с Ленинградского театра эстрады и миниатюр, позже получившего имя Аркадия Райкина, символически связана с темой мостов: сначала был «построен» мост из Ленинграда в Москву (театр переехал в 1982 году), потом — мосты преемственности от театра Аркадия Райкина к театру Константина Райкина (он возглавил «Сатирикон» в 1988 году), мосты от одного знакового спектакля к другому. Поэтому празднование юбилея театра в родном Петербурге неслучайно.
В Театре Эстрады открыта совместная экспозиция «Сатирикона» и Театра Эстрады, посвященная истории двух театров. Выставка доступна зрителям спектаклей.
В фойе Новой сцены Александринского театра с 5 ноября для всех желающих будет доступна выставка «Мосты через время», которая «переехала» в Петербург из московской эскалаторной галереи на Воробьевых Горах. Выставка посвящена творческому пути «Сатирикона» по десятилетиям. Посетители смогут ближе познакомиться с одним из самых ярких театров Москвы, вспомнить кульминационные моменты его истории и узнать интересные факты о любимых спектаклях.
5 ноября в Медиацентре Новой сцены Александринского театра пройдет творческая встреча с Константином Райкиным «Сатирикон в дороге». Участие бесплатное, по предварительной регистрации.
6 ноября в Театре Эстрады — беседа на тему «Театр миниатюр Аркадия Райкина: взгляд изнутри». Ведущий — бывший заместитель директора Российского института истории искусств Виктор Голомбевский, работавший с Аркадием Райкиным в Театре миниатюр и собравший уникальный архив. Участие бесплатное, по предварительной регистрации.
Ключевой вопрос
Часто ли вы бываете в родном городе не по работе?
Константин Райкин: Моя работа такая многогранная, так разнообразна, что как я ни бываю в Петербурге (а это происходит регулярно), это всегда — по работе. Я сюда приезжаю уже как гость, и Петербург мне очень нравится на этой гостевой дистанции. Когда хочу — приеду, когда хочу — уеду. Свобода, я не повязан какими-то долговременными обязательствами с этим городом. Я люблю его не меньше. Раньше я был убежденным ленинградцем, до 16 лет совершенно не представлял, что где-то еще буду жить. Но в Москве меня «перемололо» Щукинское училище…
К Петербургу я не могу привыкнуть, он всегда производит на меня сильнейшее впечатление. И моя специфическая работа тоже связана с этим городом: мы здесь часто гастролируем, я получаю впечатления от петербургских театров, как и раньше. Потому что я был воспитан на замечательных театральных источниках — спектаклях БДТ, Додина…И сейчас возвращаюсь к ним с удовольствием и радостью.