Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

В «Новом театре» показали обновленную версию спектакля «Розовое платье»

By Admin Ноя2,2024

Напомним: пьеса-монолог мещанки-Наташи «Розовое платье с зеленым пояском», написанная драматургом Натальей Мошиной как сиквел знаменитых чеховских «Трех сестер», провокативна и неожиданна. Мошина, психолог по образованию, дает возможность высказаться «другой стороне». И оказывается, что в душе столь противной Чехову бытовой, приземленной Наташи бушевали подчас не менее возвышенные чувства, чем у неземных сестер Прозоровых. Она и пленилась их семейством потому, что смогла увидеть сияющий ореол, окружающий этих девушек.

Однако реплики, вскользь проброшенные у Чехова, вырастают под пером Мошиной в отдельную историю. Вот кто знал, например, что чиновник Протопопов на самом деле — любовь всей наташиной жизни. Она и замуж за Андрея вышла, как говорится, назло, par depit, увидав, как Протопопов вдруг начал ухаживать за Ириной. А войдя в дом Прозоровых в качестве законной невестки, Наташа разглядела другую сторону медали. Пустые разговоры «ни о чем», вечная мечта то о прошлом, то о будущем вместо того, чтобы деятельно жить в настоящем, казарменные шутки офицеров, неуют плохо прибранной гостиной… И жестокое неуважение к чужим чувствам. Провинциальная девица, нарядившись в самое лучшее, благоговея, впервые является в генеральский дом, а ей тут же делают замечание, что зеленый поясок не идет к розовому платью.

В новой редакции спектакля историю создания «Трех сестер» рассказывают молодые артисты театра, те самые, кому предстоит сыграть Вершинина и Машу. Рассказывают насмешливо, чуть ерничая и удивляясь юмору Чехова. И диагнозы Чехова, и его странная женитьба на Книппер, изменяющей писателю с Немировичем-Данченко, и сюжет «Трех сестер» в их кратком пересказе звучат по-молодежному дерзко. И оправданно: ведь именно так, похоже, юные студенты театральных вузов подступаются к трудному для понимания классику. На сцене МХАТа этот пролог звучал в исполнении некоего «литературоведа». И было менее выразительно.

Добавляет шарма новому спектаклю и его иммерсивная часть: прежде чем войти в зрительный зал публика путешествует по легендарному особняку Салтыковых-Чертковых, где располагается «Новый театр». В анфиладе залов и зальчиков — то горящий камин и кресло с забытой книгой, то раскрытый рояль с нотами на пюпитре, то недопитая чашка чая у столика под ажурной скатертью… А на вешалке у зеркала — шляпа, зонтик, пальто. Кажется, сам доктор Чехов только что покинул этот дом.

В МХАТовской версии «Розового платья» едва ли не самой сильной деталью были мизансцены с монтировкой декорации легендарного спектакля «Три сестры», поставленного Немировичем-Данченко в 1940 году (они чудом сохранились). И немые фигуры трех сестер за дымчатой кисеей были как живые картины из оживающих в памяти Наташи событий ее юности.

Здесь никакой кисеи нет. И персонажи трех сестер (Анастасия Алехина, Амина Синагатуллина, Софья Бородицкая), а также их брата Андрея (Владимир Антонов), полковника Вершинина (Эдуард Йоонас) и того самого злополучного Протопопова (Павел Приемышев) являются на сцене весьма зримо. Соответственно, и Наташа в том же самом исполнении Ирины Линдт ведет свою партию несколько иначе. Здесь она — более напористая, жовиальная. Может быть, поэтому ее рассказ в финале о дочке Софочке, которая, повзрослев, именно тетку Ирину выбрала в свои кумиры, уехала в Москву и поступила в артистки, оказался как-то смазан, не слишком внятно акцентирован. А жаль. Ведь именно эта деталь добавляла нужный объем спектаклю. Да, новая версия получилась более зрелищной, более «мясистой», но отчетливый чеховский флер вследствие этого как-то утончился, поблек.

Трудно не согласиться с практичной Наташей, призывающей не страдать о несбывшемся, «о прекрасном грядущем», но жить здесь и сейчас. Однако именно эти грезы делают нашу жизнь одухотворенной и наполненной смыслом. Чехов мечтал об этом. И Мошина, приводя свою героиню Наташу в конечном итоге к службе в театре (пусть и поломойкой) — писала ведь тоже об этом.

Наглядно

Ближайшие показы премьеры «Розового платья» в «Новом театре» — 16 и 28 ноября.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *