К концу III квартала 2024 года количество квартир и апартаментов в самых доступных ценовых сегментах на рынке новостроек Москвы уменьшилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании «Метриум».
Аналитики «Метриум» провели исследование самых доступных по цене объектов на рынке новостроек столицы. Для этого они выделили наиболее бюджетные варианты в каждом классе жилья и подсчитали их количество. В массовом сегменте речь идет о квартирах и апартаментах стоимостью до 10 млн рублей, в бизнес–классе – до 15 млн рублей, в премиум–классе – до 20 млн рублей, а на рынке элитного и делюкс жилья – до 100 млн рублей. В сентябре 2024 года суммарное количество предложений в этих категориях составило 12,5 тыс., тогда как годом ранее – 16,6 тыс. Таким образом, выбор доступных объектов за год сократился на 25%.
На рынке массовых новостроек Москвы количество квартир в продаже стоимостью до 10 млн рублей составляет 4,5 тыс., что на 25% меньше по сравнению с прошлым годом, когда таких объектов было 6 тыс. В настоящее время помещения в этой ценовой категории занимают 21% от общего предложения. Квартиры стоимостью от 10 млн до 15 млн рублей составляют 37% рынка, от 15 млн до 20 млн – 26%, а свыше 20 млн – 16%.
Сокращение затронуло и сегмент бизнес–класса. Здесь количество объектов стоимостью до 15 млн рублей снизилось до 3,6 тыс. по сравнению с 4,5 тыс. годом ранее, что означает сокращение на 20%. В настоящее время такие квартиры и апартаменты занимают 16% предложения в бизнес–классе. Объекты стоимостью от 15 до 25 млн рублей составляют 38% рынка, от 25 до 35 млн – 25%, от 35 до 45 млн – 12%, а свыше 45 млн – 9%.
«Наиболее активно сейчас раскупаются самые ликвидные помещения небольших площадей с минимальной общей стоимостью, – прокомментировал Олег Колченко, управляющий партнер ГК «Основа». – Для каждого сегмента рынка характерны свои показатели по метражу и цене, но на начальных стадиях реализации именно такие квартиры продаются быстрее всего. В наших проектах мы стремимся предложить покупателям сбалансированную по цене линейку помещений. Кроме того, последние три-четыре года у покупателей особым спросом пользуются евроформаты, которые позволяют сэкономить существенную стоимость за счет меньшей площади при полном сохранении функциональности пространства для жизни. При прочих равных условиях покупатель выбирает евродвушку площадью 40-42 кв. метра, а не классическую однокомнатную квартиру площадью 38-42 кв. метра».
В сегменте премиальных новостроек дефицит доступных по цене квартир ощущается особенно остро. В сентябре 2024 года застройщики предлагали 183 квартиры и апартамента стоимостью до 20 млн рублей, тогда как годом ранее их было 517. Таким образом, предложение в этой ценовой категории сократилось на 75%. Сейчас такие объекты составляют лишь 3% от общего объема премиум–класса, тогда как год назад они занимали 11%.
«Быстрому вымыванию квартир с самыми доступными бюджетами в премиум–классе способствовал всплеск инвестиционного спроса, – комментирует Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development. – С учетом нестабильности в экономике и финансовой сфере в последние два года многие состоятельные покупатели стремились диверсифицировать свои сбережения путем покупки квартир. Как правило, их выбором становились относительно недорогие студии и однокомнатные квартиры, которые сравнительно легко перепродать или сдать в аренду. Именно они относятся к самому доступному ценовому сегменту рынка».
На рынке новостроек элитного и делюкс-сегментов сохраняется более сбалансированная структура предложения. В сентябре 2024 года количество объектов стоимостью до 100 млн рублей составляло 285, что на 12% меньше, чем в прошлом году, когда было 323 объекта. Сейчас доля таких объектов в общем объеме предложения составляет 16%.
Квартиры и апартаменты стоимостью от 100 млн до 150 млн рублей формируют 17% рынка, объекты от 150 млн до 200 млн – 16%, от 200 млн до 250 млн – 11%, от 250 млн до 300 млн – 7%. Недвижимость стоимостью свыше 300 млн рублей занимает 33% предложения.
«В целом девелоперы новостроек в высоком ценовом сегменте стараются поддерживать широкую линейку объектов недвижимости по цене, – рассказала Екатерина Борисова, директор по девелопменту компании Rariteco. – Аудитория рынка очень разнообразная, как цели и бюджеты клиентов. С этой точки зрения иногда мы видим, как быстро раскупаются сравнительно недорогие резиденции, а затем заметно возрастает спрос, напротив, на самые дорогие объекты».
«Наш анализ показывает, что квартиры в средних ценовых сегментах в реализации в целом сохраняют свою долю на продолжительных отрезках времени, – резюмирует Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Исчезают из продажи самые доступные по цене объекты. В последний год мы наблюдаем ажиотажный спрос на студии. Клиенты стремились успеть купить хоть что-то до завершения льготной ипотеки. По тем же причинам увеличивался и инвестиционный спрос, который был дополнительно подстегнут решением об ограничении на проектирование квартир менее 28 квадратных метров в Москве. С учетом текущей ситуации на рынке ипотеки мы ожидаем, что распродажа наиболее доступного по цене жилья ускорится».