Среди главных проблем Москвы долгое время была маятниковая миграция. Она заключалась в ежедневном утреннем перемещении миллионов человек в центр, а вечером — в обратном направлении — в жилые районы у МКАД и в города ближнего Подмосковья. О подходах города к решению проблемы рассказал Сергей Собянин.
В 2010 году на небольшом участке земли внутри Третьего транспортного кольца было сконцентрировано 43 процента от общего числа рабочих мест. В тоже время 90 процентов москвичей проживает в районах за пределами ТТК.
Это было причиной плотного автомобильного трафика и переполненного метро, а также миллионов часов, потраченных москвичами на длительные поездки на работу и обратно.
Маятниковая миграция в разной степени присуща всем крупных городам мира. Подчас она неизбежна и даже полезна, но в Москве это явление приобрело избыточный характер.
Вернуть маятниковую миграцию в цивилизованные рамки — важнейшая задача, которая стоит перед Правительством Москвы. По большому счету, здесь поможет только одно решение — создавать новые рабочие места за пределами исторического центра и поближе к месту жительства основной массы москвичей.
Опыт последних лет показал, что это сложная, но решаемая задача. С 2011 по 2023 год за пределами ТТК построили 35,9 миллиона квадратных метров новых офисов, торговых центров, социальных объектов и производственных зданий. В итоге обеспеченность рабочими местами улучшилась в 99 процентах районов Москвы.
В результате тысячи жителей столицы смогли устроиться на хорошую работу ближе к дому. Доля тех, кто трудится внутри Третьего транспортного кольца, сократилась приблизительно до 35 процентов.
Впрочем, это не решило полностью проблему маятниковой миграции, хотя и смягчило ее. Город продолжает расти и развиваться, поэтому в дальнейшем необходимо создавать достаточное количество рабочих мест рядом с жилыми районами. Один из способов решения задачи — городская программа стимулирования создания мест приложения труда, начавшаяся в 2020 году.
О программе
Московские застройщики могут выбирать один из двух вариантов работы. В первом случае у них есть возможность строить только жилье с минимальной социальной инфраструктурой. Этот вариант потребует внесения крупной суммы в бюджет.
Второй вариант предполагает не только возведение жилья, но и объектов для создания рабочих мест. Тогда застройщик получит скидку по платежам городу, которая покроет разницу между доходами от продажи жилья и менее прибыльных коммерческих объектов.
В большинстве случаев инвесторы выбирают второй вариант.
В рамках программы город уже получил 23 объекта, на которых создано около 21 тысячи рабочих мест. В частности, в районах Молжаниновский, Силино, Внуково и Южное Бутово открыты промышленные технопарки.
Резидентами промышленного парка «Бутово» стали предприятие по выпуску продукции для модульного домостроения, компания — разработчик рентгенодиагностических хирургических аппаратов, производители косметики, серверного и климатического оборудования, а также упаковки. Производства занимают площадь более 59 тысяч квадратных метров. Там работает около 1,8 тысячи человек.
В Москворечье-Сабурове, Западном Дегунине, Очаково-Матвеевском, Щукине, Щербинке, Коммунарке и Филимонковском районе благодаря городской программе открылись новые школы и детские сады. В Бутырском районе и Кузьминках появились торговый и офисный центры.
В Даниловском районе готовят к открытию музейно-выставочный центр «Коллекция», предназначенный для организации постоянных и временных выставок по живописи, графике и скульптуре. Его тоже построили по программе стимулирования создания мест приложения труда
В следующем году планируется завершить работы на 42 объектах, где смогут работать около 36 тысяч человек. Лидером по этому показателю станет ТиНАО. В частности, в Щербинке, Внукове и Филимонковском районе построят четыре офисных центра, в Коммунарке — две школы. Кроме того, два детских сада появятся в Щербинке и один образовательный комплекс в Филимонковском районе. В Краснопахорском районе возведут два логистических парка, в районе Внуково — промышленный комплекс, а в Щербинке — центр инноваций и импортозамещения.
Для комментирования авторизуйтесь!