Эксперт в сфере маркетинга, победитель международного конкурса Best Business Awards — 2023 рассказал, как добиться успеха в индустрии и найти идею на миллион.
Новый год для бизнеса начался со старой проблемы. Рекламная индустрия вновь переживает дефицит кадров. Нужны все: специалисты диджитал-направлений, аналитики, планеры и стратеги. Отчасти это результат кадровой политики, когда в 2022-м многие не набирали молодых специалистов на ассистентские позиции и через год предсказуемо недополучили обученных менеджеров. Повлияла и ситуация на рынке — конкуренция растет, и работодатели прекрасно понимают, насколько в таких условиях важен хороший маркетолог в команде.
Эксперт в сфере маркетинга и рекламы, предприниматель Алексей Советкин по итогам прошлого года был признан одним из лучших специалистов в индустрии и может стать примером для тех, кто сейчас мечтает построит карьеру в маркетинге. Мы встретились с лауреатом международной премии Best Business Awards — 2023 в номинации «Лучший предприниматель в сфере рекламы» чтобы узнать, что помогло ему стать специалистом, работать с которым хотят транснациональные компании, почему он сам обучает продавцов и как найти креативную идею, которая может увеличить продажи в десятки раз.
— Алексей, последние годы для предпринимателей были непростыми, но вы смогли не только сохранить свой рекламный бизнес, но и активно его развивать. Проводимые вами эффективные промо-кампании получили высокую оценку экспертного совета международной премии Best Business Awards 2023, присудившего вам победу в номинации «Лучший предприниматель в сфере рекламы». Что помогает вам находить нестандартные подходы в решении задач?
— Я думаю, все-таки опыт, поскольку он позволяет видеть больше возможностей. Все мы в начале пути так или иначе действуем по готовым шаблонам, которым нас учили наставники или о которых мы узнавали сами. А когда этот слой информации освоен и отработан, начинаешь видеть, как можно менять действующие механизм. Вот тогда и появляются уникальные идеи. Когда в 2016 году я стал заниматься продвижением акустических систем для автомобилей известного японского производителя потребительской электроники, первой мыслью была подготовка шоу-кара для демонстрации ее на соревнованиях по автозвуку. С точки зрения маркетолога это прежде всего не спортивное мероприятие, а выставочное, где можем познакомить потребителя с продукцией. Но я понял: мне хочется чего-то большего, и стал искать другие решения. В итоге мы выставили на соревнования свою команду, которую я собрал из числа профессионалов, чтобы не просто рассказывать, какая у нас классная техника, а доказать это в честной борьбе. Мы также подготовили фирменный брендированный автомобиль, разработали линейку промо-формы для девушек-моделей, сопровождавших участие команды. Все это сделало машину ярким участником шоу, которая привлекала к себе много внимания, но в то же время она была серьезным спортивным продуктом, который завоевал более 30 кубков, в том числе второе место в финале чемпионата России в Москве.
— Ваши победы даже вдохновили производителя начать поставки на российский рынок акустических систем, предназначенных специально для автомобилей, участвующих в чемпионатах по автозвуку. Получается ваш маркетинговый проект оказал существенное влияние и на развитие рынка автомобильных товаров?
— Думаю, так можно сказать. Решение о выводе на рынок новой линейки акустических систем принималось по результатам нашей работы и, прежде всего, финансовым показателям. Уже в первый год мы зафиксировали существенный рост продаж и показали, насколько большой охват целевой аудитории мы можем обеспечить. Презентация новых акустических систем, рассчитанных на громкий, т. е. именно соревновательный звук, прошла в конце лета 2019 года, продажи стартовали в 2020-м, но из-за пандемии все пошло не по плану — соревнования отменили. Но даже несмотря на это, спрос на продукцию не упал, и прибыль компании оказалась даже значительно больше, чем в прошлые годы, — сказался рекламный эффект прошлых лет. Ну а в 21-м году все показатели снова пошли вверх.
— Вы смогли продвигать на соревнованиях не только акустические системы. Вы были первым, кто предложил рекламировать на них автомобильные шины. Насколько успешным был этот опыт?
— Я предложил сотрудничество японскому бренду, который выпускал шины, еще малоизвестные в России. Это давало хорошую возможность отследить, каких результатов мы сможем добиться. От заказчика требовались минимальные вложения, зато он получал широкий охват регионов и выход на целевую аудиторию. Мы представляли автомобиль на выставочных мероприятиях по автозвуку SPL Show, RASCA и AMT Евразия в сезоне 2017 года, и этого хватило, чтобы показатели продаж пошли вверх, а шины стали чаще встречаться на автомобилях. Так что опыт оказался успешным, и мы его решили взять на вооружение. Следующим нашим партнёром стал уже крупный китайский производитель шин, который активно продвигал свою продукцию на российский рынок. В 20-м году он занял третью строчку по объемам поставок в Россию, а в прошлом году стал самым запрашиваемым брендом шин по итогам анализа запросов на крупнейшем автомобильном интернет-портале. И наш вклад в этих показателях тоже есть.
— Реализованный вами комплексный подход в продвижении товаров через соревнования по автозвуку был признан лучшей инновацией в сфере маркетинга и принес вам победу в престижном национальном конкурсе «Предприниматель года 2022». Но ваш опыт показывает, что вы можете добиться хороших результатов, работая и с традиционными инструментами. К примеру — организовывая продажи товаров через крупнейшие розничные федеральные сетевые магазины электроники. Можно ли сформулировать некий алгоритм действий, который поможет маркетологом добиваться подобных результатов?
— Нужно грамотно подумать промо-кампанию, оценивая каждый шаг с позиции его необходимости и эффективности. Универсальных схем тут нет. Какой станет стратегия продвижения, в конечном итоге будет зависеть от ваших исследований рынка. Исходя из собранных данных разрабатываются и утверждаются все действия — механики конкурсов, промо-акции, дизайн рекламных макетов для размещения в розничных магазинах, распространение промо-продукции. Тут, конечно, уже многое зависит от вашей креативности, владения инструментами, сплоченности команды. Я думаю, что при таком подходе результат может даже приятно удивить. Так, моей команде удалось, кроме десятикратного увеличения объемов продаж, ещё и обеспечить доминирующее положение на рынке одному из продуктов бренда.
— Реализуя этот проект, вы сами подбирали персонал, следили за эффективностью его работы и по приглашению руководства регулярно проводили тренинги для дилеров и продавцов. Неужели маркетологи должны уметь работать ещё и с кадрами?
— Я думаю, чем больше умеет и знает маркетолог, тем лучше. Но что касается общения с персоналом, это всё-таки обязательный навык для профессии. Только общаясь с вами, продавцы смогут понять философию и концепцию бренда, ценности компании, почувствовать себя частью команды. Так они смогут верно вести продажи, общаться с клиентами. Регулярная коммуникация между подразделениями вообще позволяет синхронизировать усилия по продвижению товаров и улучшать общие результаты. Так что это необходимость.
— И всё-таки у вас был хороший опыт: вы были соучредителем компании, которой и руководили, в короткий срок построив ее структуру и подобрав персонал на ключевые должности. А как быть тем, кто только начинает карьеру и много ещё не знает?
— Не останавливаться и продолжать получать знания. Жизнь всегда создаёт ситуации, которые нас могут чему-то научить, но кто-то берет и осваивает новое, делая шаг вперёд, а кто-то говорит «этого нет в моих должностных обязанностях» и остается на месте. Я начинал работать на рекламном рынке с должности супервайзера, не имея профильного образования. Конечно, диплом юриста и кандидатская по теории права были хорошей основой, но что касается маркетинга — тут мне приходилось всему учиться на своем опыте. И это был хороший и продуктивный путь. Поэтому не нужно бояться чего-то не знать и из-за этого отказываться от предложений или попытки попробовать. Если вам что-то по-настоящему интересно — идите и работайте.
— Как опытный предприниматель, вы вошли в состав жюри Международной премии Successful Ladies Awards 2023 и оценили более 300 заявок участниц из сферы рекламного и маркетингового бизнеса. Как отметили организаторы премии — каждая получила от вас обратную связь. Почему это для вас было важно сделать?
— Конкурсы — это хорошая площадка для общения и для роста. Но проводить их, только чтобы отметить лучших, на мой взгляд, недостаточно. Мы, как жюри, можем направить, подкорректировать, посоветовать, поддержать и тех, кто еще не столь профессионален, как лидеры. И для кого-то такая обратная связь будет ступенью к лучшим результатам. Поэтому я этой возможностью и воспользовался. Работать с профессионалами — огромное удовольствие. И пусть их будет больше.
<!–Расположение: –>