Напомним, на прошлой неделе в Госдуме состоялось обсуждение текущего состояния и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства. Глава минстроя Ирек Файзуллин рассказал о новых законодательных инициативах, например, о дополнительных требованиях к управляющим организациям по предоставлению отчетности жильцам и проведению капитального ремонта.
Зампред правительства Марат Хуснуллин представил информацию о комплексном национальном проекте “Инфраструктура для жизни”, который направлен на достижение национальной цели развития “Комфортная и безопасная среда для жизни”. Этот проект включает в себя строительство жилья и дорог, формирование комфортной городской среды и модернизацию коммунальной инфраструктуры. “Чтобы улучшить системы тепло- и водоснабжения, необходимо актуализировать генеральные планы и усилить исполнительскую дисциплину на местах” – подчеркнул он.
Депутаты, со своей стороны, отметили необходимость совершенствования механизмов, направленных на привлечение средств частных инвесторов в модернизацию и строительство объектов ЖКХ. “При невозможности поддерживать работу части инфраструктуры ЖКХ исключительно за бюджетные деньги, следует развивать рыночные механизмы привлечения инвестиций. А невозвратные субсидии из бюджета направлять в те муниципальные образования, где рыночные условия маловероятны. В первую очередь, в небольшие поселения и регионы Крайнего Севера”, – считает зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (фракция ЛДПР).
Депутат предлагает рассмотреть систему финансирования модернизации и развития инфраструктуры ЖКХ как комплекс различных взаимодополняющих инструментов. “В ситуациях, когда внедрение рыночных механизмов невозможно, – использовать ассигнования на безвозмездной основе. А в остальных случаях применять принцип паритетного софинансирования, когда на каждый рубль бюджетных средств привлекается равный объем частных инвестиций. Кроме того, нужен механизм субсидирования процентной ставки по долгосрочным кредитам сроком на 15-20 лет. Это сделает инвестиции в отрасль более привлекательными и позволит сэкономить средства госказны”, – уверен Станислав Наумов.
Еще одна инициатива касается совершенствования концессионного законодательства и внедрения новых институтов государственно-частного партнерства. Депутат предложил ввести переходный период, чтобы гарантировать концессионерам соблюдение обязательных требований в сфере ЖКХ. Как сообщил Наумов, в настоящее время при подготовке концессионных соглашений зачастую недостает полной и достоверной информации о фактическом состоянии передаваемых объектов: “Поэтому на оценку и корректировку планов работы уходит много времени. Возникают проблемы и с регистрацией или выдачей правоустанавливающих документов на объекты, уже находящиеся в концессиях. И получается, что инвестор согласен вкладывать средства в развитие и модернизацию тех же котельных, но не может, потому что “на бумаге” их не существует”.
Отсюда следует третье предложение парламентария: упростить процесс регистрации муниципального имущества, особенно объектов, передаваемых в концессию. Сейчас от 10% до 70% объектов теплоснабжения в российских городах не стоят на балансе. Точная цифра зависит от конкретной территории. Такая ситуация негативно сказывается на качестве и надежности коммунальных услуг, а также увеличивает сроки устранения аварий. Кроме того, концессионные соглашения по таким объектам могут быть оспорены в суде, что создает серьезные риски для стабильной работы отрасли.
В данных обстоятельствах упрощение процедуры оформления правоустанавливающих документов увеличит количество объектов налогообложения после их регистрации. А также создаст благоприятные условия для их эффективной и безопасной эксплуатации.
Отдельный блок вопросов направлен на повышение качества обслуживания жилищного фонда. Для решения этой задачи необходимо разработать единые стандарты управления многоквартирными домами (МКД).
Законодательство возлагает основную ответственность за состояние домов на управляющие компании, хотя на самом деле возможности по финансированию работ находятся в руках собственников. При этом часть из них предпочитает только требовать обслуживания от своей УК и не желает нести фактические расходы. Более того, не все владельцы квартир своевременно и в полном объеме оплачивают ЖКУ. А ведь владение недвижимостью подразумевает не только преимущества, но и обязанности по ее содержанию.
Практика показывает, что тариф за обслуживание МКД не всегда соответствует реальным потребностям. Размер платы зачастую зависит от платёжеспособности и желания собственников. “Поэтому крайне важно, чтобы они осознавали свою ответственность за содержание как личного, так и общего имущества. Чтобы более эффективно контролировать работу управляющих компаний, необходимо установить чёткие правила, определяющие ответственность собственников за состояние домов. Это предполагает регламентацию необходимых работ по дому и порядка их финансирования. Такой подход позволит повысить качество услуг и сделать проживание в жилых комплексах более комфортным”, – считает Наумов.
И уточняет, что сегодня свыше 40% объектов ЖКХ находится в ненадлежащем состоянии. Это средние показатели по стране, а в некоторых регионах они достигают 80%. “Неудивительно, что многие жители обращаются с жалобами на проблемы именно в этой сфере. Конечно, со стороны государства предпринимаются различные меры, однако сразу все проблемы не устранить. Поэтому поддерживаю предложение председателя Госдумы Вячеслава Володина направить половину средств, сэкономленных в регионах за счет списания бюджетных кредитов, на модернизацию местного ЖКХ. Это значительная сумма – более 1 трлн рублей, и важно использовать ее эффективно. Другим значимым направлением работы депутатского корпуса считаю создание условий для привлечения частных инвестиций в отрасль. Для этого нужны гибкая система регулирования и прозрачные механизмы контроля. Сегодня в экспертной среде сформировалось мнение, что концессии в их прежнем виде уже не всегда приносят ожидаемый результат. Поэтому мы должны усилить этот формат и разработать новые инструменты. Считаю, что одним из них может стать муниципальная ипотека. Об этом говорили и в ходе выездного заседания комитета, который состоялся в Магнитогорске Челябинской области. По мнению мэра Магниторгорска Сергея Бердникова, муниципалитетам для реализации инфраструктурных проектов не хватает возможностей льготного кредитования. Если бы такая поддержка была предоставлена ВЭБом или Дом.РФ, администрация города могла бы за пять лет модернизировать весь комплекс ЖКХ. Уверен, что эта проблема актуальна для многих территорий, и мои инициативы как раз призваны ее решить”, – подчеркнул депутат.