Сейчас нередки случаи, когда по достижении совершеннолетия дети-сироты вместе с наследуемым ими жильем получают огромные долги за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), говорится в пояснительной записке к законопроекту.
“Не раз фиксировались случаи, когда долги за ЖКУ на момент 18-летия сироты достигали таких сумм, что все “накопленные” за это же время социальные выплаты уходили на оплату долга, и человек оставался без каких-либо накоплений, – говорит один из авторов законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖХК Александр Аксёненко. – Бывало и такое, что долги и вовсе достигали огромных сумм, так что через суд не только взыскивались накопления, но и накладывался арест на само имущество”.
В некоторых регионах, говорит Аксёненко, и сейчас действуют подобные меры, но это остается на усмотрение местных властей. Получается, что дети в “богатых” регионах находятся в заведомо более выгодных условиях, чем те, что живут в более “бедных”. Например, в Брянской области детям-сиротам предоставляется дополнительная выплата, покрывающая траты на ЖКУ, а в Удмуртии производится перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе, за время службы в армии и период обучения в средних учебных заведениях. “Естественно, предлагаемые нормы будут работать только в тех случаях, когда жилье не сдается и никто действительно им не пользуется”, – подчеркивает депутат.
Законопроект при условии корректировки формулировок поддержала Комиссия Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан. Комитет Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства в целом поддержал идею законопроекта проработать дополнительную господдержку детей-сирот, но указал на необходимость отредактировать поправки. Во-первых, по мнению членов Комитета, необходимо определить источники финансирования такого вида господдержки. Во-вторых, нужно учесть в условиях освобождения детей-сирот от квартплаты также периоды их службы в армии, нахождения в местах лишения свободы и учебы не только по очной, но и по заочной форме.
“Принятие законопроекта возможно только в том случае, если будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета”, – подчеркивает аналитик Народного фронта Павел Склянчук. Сейчас регионы имеют право ввести такие компенсации за свой счёт, и такие примеры есть, скажем, в Москве, Ярославской и Архангельской областях, говорит эксперт. При этом нужно учитывать, что расходы за свет, воду, а иногда и газ рассчитываются обычно по счетчику, за вывоз мусора могут начисляться по числу проживающих – то есть если в квартире никто не живет, то квартплата может быть на 50-60% ниже по сравнению с соседскими.
Между тем, добавляет Склянчук, стоит отличать наследственные квартиры от тех, что выданы сироте государством. Если ребенка после смерти родителей забрали в интернат, где он провел десять лет, то, да, нужно оказывать господдержку, поднять полномочия принятия таких решений с регионального до федерального уровня. Если же речь идет о квартире, которая выделена сироте государством, то это происходит в лучшем случае к совершеннолетию сироты, и в этом случае, считает Склянчук, выпускник интерната должен понимать, что владение квартирой – это еще и бремя ее содержания. И хозяин должен нести эти расходы самостоятельно. “В том числе планировать будущие платежи, что является частью социализации выросших детей-сирот, если они не являются малоимущими и ограниченными в дееспособности”, – отмечает эксперт.