В столице открылась выставка “Мангазейский морской ход: технология открытий”. На открытии Евгений Шкаруба – руководитель морского путешествия на деревянной лодке – карбасе – рассказал, как его команда преодолела этот маршрут. Он начался в июне в Архангельске, а завершился в конце лета в Сибири, на месте несуществующего больше города Мангазеи.
“Мангазейский морской ход” известен с давних времен – по нему шла активная торговля пушниной. Он начинался на Северной Двине, а далее через Белое, Баренцево и Карское моря, через Канинский и Ямальский волоки следовал по Обской губе и реке Таз до первого русского города за Полярным кругом.
Пушнина для Русского государства тогда была стратегически важным сырьем – фактически, как сейчас нефть и газ, которые тоже добываются в Сибири в огромных количествах.
Задачей путешественников из Товарищества поморского судостроения, которым руководит Евгений Шкаруба, не раз ходивший в кругосветку, было преодолеть несколько тысяч километров на небольшой парусной лодке – как несколько столетий назад это делали поморы.
Примечательно, что сейчас путешествие совершили на карбасе, который был сшит прошлым летом во дворе Музея Москвы. После этого лодку доставили на Русский Север, команда совершила на ней поход по рекам из Вологодской области в Архангельск. Карбас “Матёра” – такое он получил название, ударение на первый слог – показал хорошие ходовые качества. И этим летом на нем в сопровождении катамарана “Товарищ” путешественники отправились к Мангазее.
Сильные ветра, шторма, ледовые заторы, волоки – несмотря ни на что, места на реке Таз, где находилась Мангазея, “Матёра” достигла. Затем карбас отбуксировали в поселок Тазовский, откуда на машине доставили в Москву. Здесь путешественникам предстоял третий волок – из двора Музея Москвы на верхний этаж “Матёру” поднимали, подкладывая под лодку весом в тонну круглые бревна. Их специально привезли из Архангельска.
– Да, можно сказать, что это был наш третий волок после Канинского и Ямальского, – сказал корреспонденту “Родины” Евгений Шкаруба.
<rg-embed data-id="371654" code="
(function() { VK.Widgets.Post("vk_post_-221334355_1317", -221334355, 1317, "InbIvj9AB-VDocpov2aPGgur"); }());
“>
Он провел экскурсию для тех, кто пришел в Музей Москвы. Здесь, помимо самого карбаса, представлены фотографии, которые показывают этапы маршрута через Белое, Баренцево и Карское моря.
– Белое море, например, очень сложное для судоходства. Здесь “короткая” волна, которая опасна и неудобна, а еще коварные течения, – рассказал Евгений Шкаруба. – Были периоды во время нашей экспедиции, когда погода совсем не способствовала. Пока невозможно было идти дальше, мы поставили православный крест близ поселка Каменка на Мезени. Так обычно делали поморы: молились, чтобы Господь даровал возможность продолжить путь. Вот и мы поставили крест на высоком угоре – и погода пустила нас вперед.
Кто в море на ходил – тот Богу не молился. Так принято говорить. Путешественникам это хорошо известно. Шкаруба говорит, что аптечку за все время не открывал ни разу – значит, Господь хранил путешественников.
Название карбаса “Матёра”, который построили в Москве, означает “коренной материк”, “материнский берег”. А вот происхождение слова “карбас”, как называется поморская лодка, непонятно.
Путешествие в Мангазею Шкаруба называет работой. Но работой, которая по душе: “Никаких чудес. Надо просто вкалывать каждый день”.
Главные впечатления от экспедиции – это люди. Например, ненцы на реке Таз постоянно одаривали путников свежепойманной рыбой. Сначала к людям с деревянной лодки, построенной по старым чертежам, они отнеслись с недоверием и непониманием.
– Предлагали прицепить к барже, чтобы мы быстрее добрались до пункта назначения. Но мы объяснили, что у нас эксперимент – идем на веслах и под парусами, чтобы понять, как это делали наши предки. Тогда ненцы, наконец, приняли правила игры. Про нас знали уже по всей реке и помогали чем могли, буквально передавали с рук на руки, – рассказывает Шкаруба.
Конечно, он и команда пользовались современными навигационными приборами, которых не могло быть во времена Мангазеи. Но Евгений считает, что это необходимость. Если раньше особенности маршрута передавались из поколения в поколения, то теперь приходится действовать вслепую и навигатор зачастую – единственный помощник.
Отправятся ли судостроители из Товарищеского поморского судостроения по этому маршруту вновь на карбасе? “Только если Кустурица предложит кино снять об этом. А так надо теперь на коче – это более крупное судно – пробовать”, – объясняет Шкаруба.
Но коч еще не построен, а вот карбас “Матёра” можно изучить в Музее Москвы до 18 ноября. Вход на выставку бесплатный. Как и бонус – невероятный елово-смоляной дух, который исходит от этой лодки. Которая кажется такой огромной в зале, и такой крохой – в море.