Инициатором этой варварской акции выступил вице-мэр города Эдвардс Ратниекс. Несмотря на то, что семья Барклая-де-Толли была тесно связана с Ригой, его родственники (и предки, и потомки) занимали посты в городском магистрате, совете и местной купеческой гильдии, этого Ратниексу показалось недостаточным, чтобы сохранить памятник. Он заявил, что статуя символизирует «прославление Российской империи и восхваление русификации». В середине октября сначала комиссия по финансовым и административным вопросам Рижской городской думы, а затем и сама городская дума одобрили снос ряда монументов, в том числе Барклаю-де-Толли.
А между тем увековечить память полководца хотели сами жители Риги. В начале прошлого века власти города объявили конкурс на создание памятника, выделив из средств городской думы на это 25 тысяч рублей. Еще столько же по подписке собрали местные жители. Заявки на конкурс поступили не только из Петербурга, Москвы и самой Риги, но также из Франции и Германии, и победителем в итоге стал берлинский скульптор Вильгельм Вандшнайдер.
Памятник был открыт 13 октября 1913 года. Бронзовую фигуру по эскизу Вандшнайдера отлили в Германии, а постамент изготовили в Финляндии. В 1915 году в связи с наступлением немецкой армии скульптуру отправили по железной дороге из Риги в Москву, но до точки назначения она так и не доехала, затерявшись где-то по дороге, и была безвозвратно утрачена.
Восстановлен памятник Барклаю-де-Толли в Риге был только спустя почти сто лет, в середине 2002 года, по инициативе латвийского предпринимателя Евгения Гомберга. Фигуру воссоздал по сохранившемуся гипсовому макету петербургский скульптор Алексей Мурзин, допустив некоторые отступления от оригинала: немного изменилась стилистика памятника, полководец стал моложе, а ордена на его груди были выстроены в правильном порядке.
Обновленный памятник городские власти сначала разрешили установить только временно, чтобы посмотреть, какова будет реакция жителей и гостей города. Но в конце 2002 года памятник решено было оставить на постоянной основе. И вот теперь его снесли.