Интеграция отрасли
Сегодня Россия занимает второе место в мире по объемам майнинга после США. За прошлый год в нашей стране добыто 54 тысячи биткоинов. При этом участники рынка могут приносить в бюджет около 50 миллиардов рублей в год. Такие данные в ходе ВЭФ-2024 озвучил директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов.
— Принятый закон позволяет говорить о майнинге как об отрасли, де-юре интегрированной в экономику Российской Федерации, — подчеркнул он. — Это новое слово в цифровом мире, свобода создавать в непростых условиях ограничений и санкций. И мы должны это осознать.
По словам главы ассоциации, легализация майнинга и использование добытой криптовалюты является в том числе инструментом внешнеторговых расчетов российских компаний.
— Благодаря производной майнинга идет импорт. Практики, кейсы существуют. Теперь государство это правильно упаковывает, озвучен экспериментально-правовой режим. Какой он будет, зависит от профессионалов, участников рынка. Наши крупные организации и предприятия должны иметь возможность рассчитаться за импорт так, чтобы через год, два или три не было последствий, — объяснил Сергей Безделов.
Интерес к новой системе
С другой стороны, правовое регулирование майнинга позволит привлечь в нашу страну зарубежные инвестиции. Как отметил основатель и генеральный директор BitRiver Игорь Рунец, второе место России в мире в сфере майнинга обеспечено во многом за счет инвесторов из стран Азии и Ближнего Востока.
— Они заинтересованы в сотрудничестве с нашей страной в рамках новой децентрализованной финансовой системы, которая создается. Их интерес шел впереди регулирования, а его введение открывает новые возможности для игроков из этих стран, — объяснил Игорь Рунец.
Плюс ИИ
Дальний Восток, по мнению экспертов, обладает сегодня серьезным потенциалом для реализации проектов в области блокчейна.
— Достаточно быстро идет развитие отрасли, в том числе в ДФО. А это помимо таких традиционных факторов, как налоговые отчисления, еще и развитие человеческого потенциала, трудоустройство людей, которые проживают на данной территории, обучение их новым специальностям, актуальным для цифровой экономики, — отметил глава BitRiver.
При этом важный тренд, по словам специалистов, — интеграция блокчейна и систем искусственного интеллекта.
— Срастание этих двух направлений идет высокими темпами, поскольку здесь задействованы одни и те же дата-центры, инфраструктура — одно дополняет другое. Это две стороны нового технологического уклада, который сейчас создается, — объяснил Игорь Рунец.
На Дальнем Востоке компания BitRiver в ближайшее время также запустит крупное предприятие. Речь идет о центре обработки данных для энергоемких вычислений мощностью 100 МВт в рамках территории опережающего развития в Республике Бурятия. В перспективе вокруг ЦОД будет формироваться IT-кластер нового технологического уклада.
Сегодня Россия занимает второе место в мире по объемам майнинга после США, при этом участники рынка в нашей стране могут приносить в бюджет РФ около 50 миллиардов рублей в год.
— Дальний Восток богат энергетическими ресурсами, которые зачастую недоиспользуются. Мы говорим про электроэнергетику, попутный нефтяной газ, другие возможности. Безусловно, в макрорегионе отрасль будет развиваться, — заключил Игорь Рунец.
Схожего мнения придерживается и генеральный директор Intelion Data Systems Тимофей Семенов.
— У операторов промышленного майнинга действительно уже есть множество наработок и ресурсов для интеграции за счет того, что и в майнинге, и в сфере искусственного интеллекта высокая энергоемкость и схожие прочие инженерные системы. По прогнозам, объем энергопотребления искусственного интеллекта к 2035 году в России составит 4,5 гигаватт мощности, что в два раза больше, чем сейчас потребляет майнинг. Это подчеркивает необходимость уже сегодня готовить и адаптировать соответствующую инфраструктуру, — объяснил он.
Преодолеть барьер
Вместе с тем российский бизнес, особенно сектор малого и среднего предпринимательства, пока еще далек от использования технологий искусственного интеллекта в своей деятельности, однако в перспективе ситуация должна измениться.
— Мы видим барьер между реальным сектором и этой новой перспективной технологией. Чтобы его преодолеть, нужно собрать в одном месте вычислительные мощности, специалистов, обеспечить аналитику бизнес-процессов, которая даст понять, куда уже можно внедрять ИИ, а куда — пока рано. Плюс необходимы финансовые ресурсы, — отметил Тимофей Семенов.
Он также добавил, что сегодня имеющиеся наработки операторов промышленного майнинга в части инфраструктуры, вычислительных мощностей, кадров могут быть использованы для эффективного внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы.
— Мы с коллегами решили создать центр технологий искусственного интеллекта на базе уже наработанных мощностей, которые можем для этой сферы предоставить. Решили также направить усилия на интеграцию ИИ в бизнес, — подчеркнул спикер.