По поручению президента к концу года должен быть подготовлен прогноз спроса на персонал в разных отраслях и регионах. Закрыть эти потребности должен в том числе новый национальный проект “Кадры”.
Вернуть по принадлежности
Средний Урал одним из первых в стране осознал, что система среднего профессионального образования, действовавшая до 2022 года, имеет серьезный недостаток: министерство образования и молодежной политики Свердловской области готовит специалистов для реального сектора, не обладая полнотой картины по отраслям – по сути, только администрирует процесс.
В прошлом году эту схему заменили: теперь металлургические и машиностроительные колледжи в регионе подведомственны министерству промышленности и науки Свердловской области, строительные – министерству строительства и инфраструктуры региона и т.д. Результатом реформы за пять лет должно стать увеличение числа выпускников системы среднего профессионального образования на треть.
– Промышленники региона заявили 17 500 вакансий, а безработных, уже имеющих опыт в этой сфере, всего 1902 человека – вот в чем проблема. Есть опыт и возможность создания интегрированных программ среднего и высшего образования, в том числе на предприятиях. Важно развивать этот процесс, масштабировать его, – рассуждает ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
По новой модели
В октябре в 79 регионах России состоялся Единый день открытых дверей в колледжах и техникумах федерального проекта “Профессионалитет”. Школьникам и их родителям показали, как проходит подготовка кадров на новейшем оборудовании в 370 образовательных и образовательно-производственных кластерах.
Новая модель среднего профессионального образования (СПО) подразумевает, что работодатели могут непосредственно влиять на содержание факультативных модулей программы – а это треть всех предметов, направлять своих сотрудников в колледжи в качестве приглашенных преподавателей или экзаменаторов. Студенты половину учебного года проводят за станками на заводах или работают на стройплощадках, “бесшовно” вливаются в трудовой процесс и коллектив.
Работодатели могут влиять на треть всех предметов программ СПО, направлять сотрудников в колледжи в качестве преподавателей и экзаменаторов
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в “Профессионалитете” сегодня уже участвуют более 1250 колледжей и 1800 опорных предприятий.
Завод показывает
В Свердловской области во время акции свои двери для будущих абитуриентов открыли 66 колледжей и техникумов в составе 12 кластеров.
Началось все со всероссийского классного часа, потом подростки побывали на экскурсиях и мастер-классах. Мероприятие привлекло внимание 20 тысяч школьников.
Свои производственные площадки им показали “РУСАЛ”, Северский и Синарский трубные заводы, “Атомстройкомплекс” и другие партнеры проекта.
Всего же к “Профессионалитету” в регионе присоединились 137 компаний. Для их стимулирования в 2023 году власти ввели инвестиционный налоговый вычет: тем, кто вкладывается в мастерские и лаборатории колледжей современными обрабатывающими комплексами, инструментом, спецтехникой и т.п., он предоставляется на 50 процентов расходов в пределах 30 миллионов рублей. Благодаря этому удалось привлечь уже свыше двух миллиардов рублей на развитие СПО.
День открытых дверей – хорошая возможность почти за год до поступления познакомиться с условиями учебы и принять взвешенное решение, – подчеркивает и.о. министра образования и молодежной политики области Светлана Тренихина.
В 2024-м на “Профессионалитет” набрали около 10 тысяч первокурсников. И состоялся первый выпуск: 600 ребят трудоустроились на крупные предприятия. В 2025-м в Новоуральске стартует 13-й кластер, атомпромовский.
И лифтеры, и монтеры
Один из участников проекта – Екатеринбургский монтажный колледж, где обучается около 2000 студентов. Высоким спросом пользуют специалисты, отвечающие за эксплуатацию и обслуживание многоквартирных домов. В списках потенциальных работодателей – управляющие компании, ремонтные фирмы и даже девелоперы.
– Еще на стадии подписания соглашения оговариваем, какой персонал нужен. Затем ребята отправляются на производственную практику, которая длится от 14 до 18 недель. – рассказывает замститель директора по учебно-производственной работе Елена Свенцицкая. – Если работодатель и молодой специалист обоюдно заинтересованы друг в друге, составляем индивидуальный график обучения.
По ее словам, 10-15 процентов старшекурсников уже совмещают трудовую деятельность с учебой, еще треть после диплома устраиваются туда, где проходили практику.
Очень интересно организован демонстрационный экзамен: с выездом на реальный объект: студентам приходится выслушивать жалобы жильцов, лично осматривать дом и составлять дефектную ведомость. У техников-механиков используют имитатор пассажирского лифта, где нужно оперативно устранить поломку и даже оказать, если понадобится, медицинскую помощь застрявшему человеку.
Месторождение знаний
В этом году на “Профессионалитет” в Югре подали более 10 тысяч заявлений. Набирали абитуриентов два кластера: “ЮГРА НГК Проф” и “ПрофЮграТЭК”. Один готовит кадры для добычи полезных ископаемых, другой – для топливно-энергетического комплекса. Оба имеют сложную структуру, в частности, в “ПрофЮграТЭК” входят Югорский госуниверситет и девять колледжей.
“Синих воротничков” готовят по шести направлениям.
Это ИТ, кибербезопасность, электрические станции, сети и системы, эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, переработка нефти и газа, бурение скважин. Базой для другого кластера выступает Когалым: в местном колледже при участии “ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь” открылся образовательно-производственный центр.
Его партнерами являются пять организаций среднего профессионального образования из Советского, Лангепаса, Урая, Нефтеюганска и Югорска. Направлений подготовки шесть: добыча углеводородов, разработка месторождений, сооружение и эксплуатация трубопроводов и хранилищ, аналитический контроль химических соединений, переработка нефти и газа, монтаж и наладка оборудования.
Вылечат экономику
Фармацевтическое предприятие “Синтез” еще с 2014 года имеет статус базового для Курганского промышленного техникума.
Для ребят, получающих специальность биохимика, индустриальный партнер открыл лабораторию с оборудованием, аналогичным тому, что есть на производстве.
Реализуется программа дуального обучения: уже со второго курса студенты чередуют пары и практику в цехах. В частности, в мае 2024-го дипломы получили 14 молодых биотехнологов, трое из них трудоустроились на завод.
Тесное взаимодействие выстроено и с Курганским госуниверситетом: предприятие обустроило учебную аудиторию, запустило в этом году стипендиальную программу.
Кроме того, учащиеся проходят стажировки на производстве. В последний раз, к примеру, было 15 стажеров: они вели дневники, участвовали в научных экспериментах, знакомились с отраслевым стандартом GMP и даже вместе с наставниками разрабатывали способы повышения производительности труда на конкретных участках.
Подготовка кадров за счет регионального бюджета идет только под запрос конкретных предприятий
– Вся подготовка кадров за счет регионального бюджета идет только под запрос конкретных предприятий, которые внедряют новые технологии и развиваются, – подчеркивает сотрудник департамента образования и науки Курганской области Ирина Захарова.
Профессор у станка
Свой подход у Российского государственного профессионально-педагогического университета, где готовят и мастеров производственного обучения для СПО.
По словам и.о. ректора Людмилы Габышевой, уже второй год студенты вместе с преподавателями ведут образовательный процесс непосредственно на площадках индустриальных партнеров.
– Для предприятий это, конечно, дополнительная нагрузка: оборудовать помещения, прикрепить наставников… Но у них есть серьезная мотивация, – поясняет руководитель вуза.
Некоторые работодатели идут по пути создания базовых кафедр.
В частности, Региональный центр лазерных технологий (РЦЛТ) еще в 2015 году открыл у себя базовую кафедру лазерных технологий в машиностроении Уральского федерального университета, а пару лет назад еще и учебно-производственный центр в политехникуме.
– Мы получили лицензию на программы дополнительного образования и профессионального обучения. На базе ассоциации “Уральский лазерный инновационно-технологический центр” организовали центр подготовки специалистов. В этом проекте также участвуют Колледж имени И.И. Ползунова, Екатеринбургский политехникум, Уральский политехнический колледж, – делится опытом Анатолий Сухов, гендиректор РЦЛТ.
Есть надежда, что национальная цель – к 2028 году подготовить миллион квалифицированных рабочих, чтобы обеспечить безопасность и конкурентоспособность страны в 24 отраслях – будет достигнута.