В предыдущие десятилетия учебные программы вузов и ссузов фокусировались на автоматизации процессов, программировании и базовом компьютерном учете. Но сейчас важно умение управлять сложными цифровыми процессами и понимать, как интегрировать их в реальное производство, говорят представители бизнеса.
Образовательные программы технических вузов уже значительно изменились. В таких ведущих учебных заведениях, как МГТУ им. Баумана или СПбПУ Петра Великого, появились курсы по виртуальному проектированию, компьютерному моделированию и робототехнике. Программы колледжей, готовящих кадры для промышленности, также адаптированы: студенты изучают аддитивные технологии, работу с промышленными системами ИИ и виртуальное конструирование. Важным элементом подготовки становятся практические занятия на цифровых платформах.
Значительный прорыв произошел в сетевом взаимодействии вузов с крупными предприятиями. Такие корпорации, как “Росатом”, “Ростех” и “Сибур”, сотрудничают с образовательными учреждениями, создавая учебные лаборатории на своих заводах. Это позволяет студентам на практике знакомиться с новейшими технологиями производства, и их не требуется переучивать после выпуска, они приходят на работу с актуальными навыками.
– В рамках реализации образовательных программ, в частности нашего факультета, мы активно интегрируем новые технологии, регулярно пересматриваем и адаптируем наши образовательные программы, добавляя дисциплины по цифровым технологиям, – говорит декан факультета “Агропромышленный” Донского государственного технического университета Дмитрий Рудой. – Но теория должна идти рука об руку с практикой. Для этого оснастили новые учебные лаборатории, в которых студенты могут работать с современным оборудованием. Активно участвуем в научных исследованиях, связанных с цифровыми технологиями в сельском хозяйстве. Это позволяет нам быть в тренде современных исследований и разработок, быстро внедрять самые последние научные достижения в образовательный процесс. Собственно, эту тенденцию сегодня понимают все образовательные учреждения. Необходимость обучать студентов по современным стандартам стала уже общим местом. Но не все так просто. Необходимость быстро адаптироваться и меняться приводит к новым сложностям.
Основная из них – неравномерность внедрения цифровых программ в разных учебных заведениях. Еще далеко не все вузы и ссузы располагают необходимым оборудованием и ресурсами для полноценного освоения цифровых технологий. В некоторых регионах России отсутствуют квалифицированные преподаватели, способные обучать студентов по новым стандартам. В результате в ряде случаев выпускники оказываются недостаточно подготовленными для работы на высокотехнологичном оборудовании.
Значительный прорыв произошел в сетевом взаимодействии ведущих вузов страны с крупными предприятиями
– Подготовка специалистов с учетом новых цифровых технологий в вузах и ссузах находится в стадии развития, реализовать все и везде одномоментно невозможно, потому что и сам процесс цифровизации постоянно совершенствуется, – говорит ведущий эксперт Национального аграрного агентства Инара Халмеева. – При этом цифровые технологии в той или иной мере сейчас присутствуют даже в таких привычных для нас специальностях, как тракторист, ветеринар или технолог.
– По роду деятельности я бываю во многих учебных заведениях – как крупных, так и небольших, – продолжает эксперт. – И могу сказать, что бросается в глаза разница в их технологическом оснащении. А тех, где есть собственные учебные фермы и полигоны с цифровыми технологиями, можно вообще пересчитать по пальцам.
Но бизнесу нужен готовый специалист. Поэтому проблему компании пытаются решать, помогая вузам, выстраивая модели совместной подготовки. Первая – когда студенты проходят практику на производстве, где и добирают недостающие знания по современным цифровым технологиям, отмечает эксперт. Другая – когда компания, которая хочет получить готовых работников, организует свои классы в учебных заведениях, полностью оснастив их оборудованием и соответствующими программами. Кроме этого, сейчас уже практически во всех вузах есть “Цифровые кафедры”. Это федеральный проект, который входит в нацпроект “Цифровая экономика Российской Федерации”. Он предполагает, что студенты получат дополнительную квалификацию по ИT-профилю.
К примеру, в Тимирязевской академии в числе программ этой кафедры есть подготовка по профилям “Специалист по цифровым сервисам в агроинженерии”, “Специалист по цифровым сервисам в растениеводстве”, “Специалист по обработке больших данных и машинному обучению в животноводстве”, рассказала Инара Халмеева.
– В этом учебном году “Цифровая кафедра” появилась в Новосибирском ГАУ. Там обучение проводится по востребованной сегодня в агропроме ИT-квалификации “Аналитика данных”. В одном из аграрных университетов мне так и сказали, что именно “Цифровые кафедры” и выводят “среднюю температуру” по отрасли на нужный уровень, – поделилась эксперт.
Однако темпы изменения цифровых технологий настолько высоки, что образовательные программы просто не успевают за ними, отмечают в учебных заведениях. Это ставит перед университетами и колледжами задачу постоянной модернизации учебных планов, что требует значительных усилий и ресурсов.
Государство осознает эти вызовы. На федеральном уровне разработаны национальные проекты и программы, направленные на модернизацию образовательных стандартов, расширение участия бизнеса в учебном процессе и повышение квалификации преподавателей. Эти меры помогут приблизить качество подготовки специалистов к современным требованиям и обеспечить промышленность России квалифицированными кадрами, готовыми к работе в условиях цифровой экономики.
Но их подготовка ставит перед необходимостью дальнейших усилий по устранению дисбаланса в оснащении учебных заведений и подготовке преподавательских кадров в регионах, ускорению адаптации учебных программ. Только решив эти проблемы, можно сформировать новое поколение специалистов, способных сразу применять цифровые компетенции на производстве без необходимости в длительном переобучении на местах, резюмируют эксперты.
В тему
Цифровую трансформацию президент России Владимир Путин определил одной из 5 национальных целей развития страны до 2030 года. Выступая на отраслевом мероприятии “День цифровой экономики” в рамках выставки-форума “Россия”, заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко заявил, что по итогам 2023 года один из ключевых показателей – уровень цифровой зрелости – составил 74,7 процента при плане 64,2 процента. Доля массовых социально значимых онлайн-услуг достигла 100 процентов при плане 85 процентов.
“Более 110 миллионов человек имеют подтвержденные учетные записи и активно пользуются порталом госуслуг. За прошлый год на нем было оказано свыше 340 миллионов услуг, а ежедневная аудитория портала в 2023 году превысила 11 миллионов человек”, – привел данные вице-премьер.
Растет и цифровая зрелость предприятий, что улучшает их адаптацию к эффективной конкуренции в цифровой среде. Это понятие включает в себя внедрение новых технологий, повышение уровня подготовки рабочей силы, культуры производства и т.д.