“Одна из ключевых сфер применения искусственного интеллекта в обучении иностранному языку – это создание адаптивных платформ обучения. Эти системы анализируют ответы учащегося, скорость обучения и прочие параметры, чтобы затем предоставлять уроки, соответствующие его индивидуальному уровню и темпу усвоения. Такой индивидуализированный подход позволяет ученику двигаться вперед, уделяя внимание слабым местам и углубляя знания в областях, где он уже добился успеха”, – рассказала “РГ” преподаватель английского языка Нелли Бондарева.
Кроме того, продолжает эксперт, искусственный интеллект способен улучшить процесс исправления ошибок. Программы автоматической проверки грамматики и правописания, такие как, например, Grammarly, используют сложные алгоритмы для выявления ошибок и предлагают варианты их исправления. Это не только помогает учащимся улучшить свои письменные навыки, но и предоставляет возможность учиться на своих ошибках в реальном времени.
“С помощью искусственного интеллекта можно улучшить и разговорный уровень иностранного языка. Существуют программы, которые могут анализировать произношение студента, сравнивать его с эталонным и предоставлять обратную связь о том, как улучшить звучание отдельных слов и фраз.
Дополнительно виртуальные ассистенты и чат-боты на базе искусственного интеллекта могут помочь в практике разговорного иностранного языка, позволяя студентам взаимодействовать с системой, как если бы это был реальный собеседник”, – привела пример Нелли Бондарева.
Запускается и подобная специальная программа по изучению русского языка для носителей и иностранных студентов, где у каждого пользователя будет свой дипломированный куратор.
“Для обучения в приложении нужно авторизоваться и пройти небольшой тест. После чего к пользователю будет прикреплен куратор. С преподавателем можно будет обсудить новые темы и культурные особенности языка. Для поддержания интереса к изучению современного русского языка в приложении будет разбираться лексика из песен, фильмов и сериалов. Также в приложении можно будет найти друга по переписке, с которым интереснее и продуктивнее выполнять упражнения. Пройденные задания в приложении можно будет засчитывать за практику в изучении русского языка”, – рассказала эксперт в сфере образовательных технологий Луиза Лескова.
Приложение помогает не только студентам, но и преподавателям: в нем можно тестировать новые методики, упражнения, получать обратную связь от иностранных студентов и носителей. База упражнений и комментариев будет пополняться, что может помочь в формировании учебных планов в школах и вузах.
Интеграция искусственного интеллекта в изучение иностранного языка открывает новые горизонты для преподавателей и учеников, делая процесс обучения более гибким, эффективным и персонализированным, отмечают эксперты. Персонализация образования – один из трендов будущего.
“Пока что ни одна компания не только в России, но и в мире не решила проблему персонализации. Фундаментально решить существующие проблемы образования помогут нейросетевые разработки и машинное обучение.
Например, если раньше на создание контента нужны были методисты в большом количестве, то сегодня, обновляясь каждую неделю, нейросети могут генерировать нужный контент высокого качества.
На базе анализа больших данных нейросети способы стать персональным карьерным ассистентом и решить проблему разрыва между образованием и спросом на рынке труда”, – рассказал “РГ” Георгий Соловьев, сооснователь онлайн-школы английского языка.
Нейросети, полагает эксперт, также способны решить проблему неравенства в доступности изучения языков. Например, готовить школьников к экзаменам без больших затрат на репетиторов и оценивать точность получаемых ими оценок.
“Мы проводили исследование среди родителей школьников и выяснили, что каждый третий из них считает, что причиной недобора его ребенка необходимого для поступления в вуз количества баллов стал человеческий фактор при проверке работ.
Также треть респондентов высказались за то, чтобы работы старшеклассников на госэкзамене проверяли беспристрастные алгоритмы. Есть запрос на объективность, и нейросети могут в этом помочь”, – отметил Георгий Соловьев.
С распространением онлайн-образования у создателей контента также появляются разные возможности монетизации.
“Например, сервисы GetCourse, Skillspace, Zenclass, а также платформы монетизации контента, такие как lava.top или Patreon, позволяют авторам продавать свои образовательные курсы. На платформах можно дополнительно выкладывать эксклюзивные учебные материалы за отдельную плату или по подписке. Также эксперты часто используют спонсорские предложения или партнерский маркетинг”, – рассказала “РГ” директор по маркетингу одной из платформ монетизации контента Елена Дешпит.
Все это так или иначе способствует не только популяризации онлайн-образования, но и росту конкуренции в этой сфере и в результате ведет к повышению качества образовательных продуктов и функциональности образовательных онлайн-платформ, которые борются за внимание учащихся, полагает эксперт.
Нейросети способны готовить школьников к экзаменам без больших затрат на репетиторов и оценивать точность получаемых ими оценок на экзаменах
Сегодня EdTech-компании осваивают такие технологии, как виртуальная реальность, онлайн-игры и чат-боты, чтобы повысить вовлеченность студентов и помочь преподавателям в создании увлекательных курсов.
Многие компании создают собственные системы управления обучением (LMS). Например, образовательная платформа XYZ School позволяет оценивать успеваемость, давать персональные рекомендации и проводить прямые трансляции внеклассных мероприятий.
При этом у онлайн-образования и интеграции искусственного интеллекта в процесс обучения уже сегодня есть ряд очевидных минусов.
Большинство образовательных программ такого рода платные, многое строится на личной ответственности обучающегося, кроме того, есть проблемы со связью и нет живого контакта с преподавателем, что снижает качество восприятия информации. А нейросетевые технологии довольно шаблонны и могут обучать только в рамках определенных алгоритмов. И с этой проблемой еще придется столкнуться в будущем, отмечают эксперты.
Справка “РГ”
По данным опроса, проведенного в сентябре 2024 года сервисами “Работа.ру” и “Подработка”, более половины опрошенных родителей школьников (54 процента) тратят на репетиторов до 10 процентов своего дохода. Еще 23 процента респондентов сообщили, что тратят на дополнительные занятия от 11 до 20 процентов дохода, 12 процентов – от 21 до 30 процентов. Среди тех, кто нанимает репетиторов, 15 процентов оплачивают услуги репетиторов или курсов по иностранным языкам. Их опережают только занятия по основным предметам – русскому языку и математике, их оплачивают 17 процентов родителей.