Торговая палата России готова служить площадкой для обсуждения законодательного регулирования института наставничества. “Имея выстроенные взаимоотношения с учебными заведениями и промышленными предприятиями, торгово-промышленные палаты могут стать проводниками практик наставничества в реальный сектор экономики”, – считает вице-президент ТПП Илья Зубков. Тем более что сейчас развернулась настоящая конкурентная борьба за качественные трудовые ресурсы. И в системе ТПП России сформирована эффективная инфраструктура по подготовке кадров для предпринимательского сообщества.
Встает главный вопрос: кто будет учить? Для этого компании стараются найти сотрудников, способных быстро “подтянуть” молодые кадры до требований работодателя. Такой способ передачи знаний наиболее эффективный, быстрый и относительно дешевый. Но есть нюансы.
“Человек должен прежде всего желать передавать знания, не воспринимать подопечного как конкурента. Кроме того, у наставника должны быть способности к такой работе. Все мы пытались когда-то выступать в роли учителя по отношению к своим детям, но не всегда это получалось. И материальный вопрос стоит не на последнем месте. Ведь если работник обучает кого-то, то он теряет время для выполнения своей работы, а это риск снижения заработной платы”, – считает Александр Сафонов. Значит, труд наставника должен оплачиваться.
Сегодня положение о наставничестве принято только для бюджетной сферы, продолжает эксперт. Например, для государственных служащих, педагогов. Госдума в мае текущего года рассмотрела в первом чтении поправки в Трудовой кодекс РФ в части выделения наставничества как отдельного основания для оплаты совместительства трудовых функций. Но и сейчас ТК в полной мере позволяет это делать работодателю, уточняет он. И продолжает: рост дефицита подготовленных специалистов обострил дискуссию о наставничестве. Но только сами работодатели могут развить этот институт. При этом никакого дополнительного правового регулирования им не требуется.
По мнению доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Натальи Свечниковой, готовить наставников можно было бы на базе специальных образовательных программ. Примером может стать механизм, применяемый программой “Время героев”, в рамках которой участники СВО, проявившие в бою высокие человеческие качества, самоотверженность и патриотизм, проходят обучение для работы в органах власти. Но их опыт и знания могут быть задействованы в области образования и для организации наставничества, полагает она. Тем более пункт “Создание условий для развития наставничества” выделен в качестве одной из основных задач, закрепленных указом президента Российской Федерации “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”.
Опыт и знания участников СВО могут быть задействованы и в организации наставничества
Труд наставника должен быть урегулирован трудовым законодательством, убеждена Свечникова. В связи с этим на государственном уровне планируется сформировать единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли.
Одна из причин, по которой люди хотят передавать собственные знания и опыт коллегам, – это осознание ценности наставничества. У 81 процента опрошенных порталом hh.ru был наставник, когда они работали, и потому им известно, что лучше входить в профессию с помощью другого человека. Среди других причин – возможность дополнительного заработка (73 процента); любовь к изучаемой и преподаваемой теме (67 процентов); желание вырастить из своих сотрудников профессионалов (61 процент); стремление всегда быть востребованным на рынке труда (53 процента); развитие лидерских качеств (45 процентов); взаимодействие с целевой аудиторией (44 процента).
“Несмотря на то, что многие хотели бы стать наставниками как можно раньше, возраст 26-45 лет считается оптимальным для этой роли, поскольку в этот период люди чаще занимают руководящие позиции и уже имеют ценный опыт, который могут передать другим”, – рассказывает руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.
Наставничество может также стать дополнительным источником дохода для тех, кто делится своим опытом. Но четвертая часть россиян готова делиться знаниями на безвозмездной основе.
На государственном уровне планируется сформировать единый подход к содержанию наставничества для каждой отрасли
Не стоит думать, что наставником в первую очередь может быть сам хороший работник, считает управляющий партнер рекрутинговой компании CORNERSTONE Владислав Быханов. Часто хорошие работники – индивидуалисты и никого обучать не хотят. Наставник – это, скорее, больше коуч или духовный лидер, его задача – не просто научить чему-то, а рассказать про корпоративную культуру организации, про все нюансы (в каждой компании они есть). По сути, наставничество – это практически отдельная профессия. Он может как обучать новых сотрудников, так и работать с действующими. У него должна быть выстроена система мотивации, как у любых других сотрудников. Например, поощрять его можно за хорошие результаты подопечных.
“Очень важно, чтобы ученик и наставник сами хотели взаимодействовать друг с другом, чтобы между ними не было явных противоречий, иначе процесс станет не просто бесполезным, а и вредным”, – уточняет Быханов. Рассказывая, как должен работать институт наставничества внутри компании, эксперт проводит параллель со спортивной школой.
“Идеальная модель наставничества – это создание таких внутренних сервисов внутри компании, когда группы, где собраны молодые специалисты, не сразу выходят “на площадку”, а сначала собирают мячи, смотрят, как играют другие, впитывают эти знания. Задача наставников – раскрыть таланты молодых сотрудников и правильно интегрировать их в “основной состав”, – поясняет он.
Кстати
По данным портала hh.ru, впервые желание делиться знаниями и однажды стать для кого-то примером возникает у россиян довольно рано: 19 процентов задумываются об этом уже во время обучения в университете или колледже, а 18 процентов – еще с раннего детства. При этом женщины более склонны к менторству (75 процентов), чем мужчины (63 процента).