На улучшение водоснабжения в рамках ряда федеральных проектов и госпрограмм с 2019 по 2023 год было направлено 215,9 млрд руб. Это позволило построить и модернизировать 1 683 объекта, связанных с водоснабжением.
В целом это улучшило отдельные показатели отрасли в среднем по стране, сообщила на Коллегии СП аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. Например, увеличилась на 3% доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованного водоснабжения, расход воды на хозяйственно-питьевые нужды снизился на 2,4%. Также выросла оснащенность приборами учета холодной воды как в индивидуальных, так и в многоквартирных домах. Снизилась доля проб воды из водопровода, не соответствующих санитарно-химическим и микробиологическим показателям, рассказала Трунова.
Однако в сфере водоснабжения остается ряд системных проблем и нерешенных задач. Необходимо менять изношенные сети, уменьшать потери воды, повышать инвестиционную привлекательность и цифровизацию этого сектора, сформировать эффективную модель функционирования отрасли и конкурентоспособность зарплат.
Назрела необходимость систематизации мер по развитию водоснабжения, реализуемых на федеральном уровне, считают в СП. Сейчас мероприятия носят разрозненный характер, не взаимоувязаны по целям, задачам, срокам, показателям и исполнителям. Финансовые ресурсы рассредоточены между федеральными программами и проектами, которые реализуют разные органы исполнительной власти и институты развития. Это не способствует концентрации ресурсов на достижении целевых показателей, установленных в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ. “При этом создаются условия для принятия нескоординированных решений и рассинхронизации отраслевых и территориальных мер финансовой поддержки в данном секторе”, – констатировала Наталья Трунова.
Аудиторы отметили также несвоевременную актуализацию и низкое качество разработки схем водоснабжения, неустойчивое финансовое положение водоканалов, несовершенство законодательства в этой сфере водоснабжения, в том числе неактуальные нормативы технической эксплуатации объектов и значительно заниженный размер штрафа за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения (до десяти раз ниже, чем в электроэнергетике или теплоснабжении).
По мнению СП, решение всех этих проблем и задач не может быть обеспечено только за счет финансовой поддержки. Необходима реализация комплекса мер, обеспечивающих устойчивое воспроизводство этого коммунального сектора, в том числе за счет уменьшения удельного веса убыточных организаций и повышения рентабельности предоставляемых услуг в сфере водоснабжения.
Одно из ключевых предложений СП – сформировать отдельный федеральный проект, структурированный как меню поддержки и объединяющий различные федеральные инструменты финансового обеспечения сферы питьевого водоснабжения. В проекте должны быть определены основные принципы предоставления целевых средств из федерального бюджета, учитывающие наличие объектов или мероприятий в схемах водоснабжения и водоотведения, наличие утвержденных инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и обязательств по их выполнению, обеспечение расчетов за коммунальные ресурсы с использованием коллективных приборов учета в многоквартирных домах и пр.
Кроме того, контрольное ведомство рекомендует подготовить предложения о порядке межведомственного взаимодействия в сфере водоснабжения, определив ответственного по координации мер регулирования и финансовой поддержки проектов. Предлагается увеличить штрафы за самовольное подключение к водопроводным или канализационным сетям, предусмотреть обязательное утверждение инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и др.
Обеспечение российских граждан качественной водой является одним из приоритетов работы Минстроя, отметил, комментируя выводы СП, замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько. С 2019 года, с момента запуска федерального проекта “Чистая вода”, в 81 регионе построено и реконструировано 1 235 объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки (52 из них – в нынешнем году). К 2030 году планируется реконструировать и модернизировать не менее 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, что будет выполняться в рамках нового нацпроекта “Инфраструктура для жизни” и федерального проекта по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры, пояснил Ересько.
Россия характеризуется высоким уровнем обводнения и относительно легким доступом к пресной воде на большей части территории, говорит профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, кандидат технических наук Сергей Сиваев. В последнее столетие в стране сложилась достаточно развитая инженерная система на уровне поселений для снабжения питьевой водой, но сейчас она характеризуется износом. Требуется также серьезная трансформация регулирующего воздействия государства для качественного изменения ситуации. На 2023 год, по данным СП, износ объектов водозабора составлял 66,9%, сетей водоснабжения – 75%. При этом темпы замены сетей составляют лишь 1%, вдвое меньше необходимого.
“Определенных в исследовании проблем сектора не решить за счет федерального финансирования даже при самом качественном распределении этих ресурсов, – считает Сиваев. – Проблем в секторе водоснабжения достаточное количество, но главная из них – недостаток финансирования за счет результатов хозяйственной деятельности. Или, другими словами, недофинансирование вследствие низких тарифов на оказываемые услуги”. Средний тариф на воду в России – 30 рублей за кубометр, отмечает эксперт, это примерно столько, сколько стоит поллитровая бутылка питьевой воды в магазине. Ключевая проблема водного сектора – тарифообразование, уверен Сиваев. В последние годы тарифы на коммунальные услуги для населения росли существенно ниже инфляции. За десять лет предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг отстали от официальной инфляции на 19,8 %. Это означает, что предприятия водоснабжения в сопоставимых ценах получили только в 2023 году на 150 млрд рублей меньше, чем в 2014 году. При этом сократились бюджетные расходы на оказание адресной поддержки низкодоходным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг (программа жилищных субсидий) и существенно увеличились бюджетные расходы на поддержание инфраструктуры сектора, что означает помощь всем потребителям, в том числе и тем, кто в помощи не нуждается.
“Представляется важным продолжение аналитической работы Счетной палаты в коммунальном секторе с целью поиска оптимальных соотношений между бюджетными расходами на адресную помощь низкодоходным семьям и на развитие инженерной инфраструктуры”, – подытоживает Сиваев.