Два часа на закупку
Идею подхватили в Государственной Думе и даже прокомментировали в Кремле. Впрочем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что подобные идеи являются прерогативой региональных властей.
«В администрации президента такой дискуссии не ведется, — пояснил Песков в интервью „Интерфаксу“. — У нас были различные опыты на этот счет. Я имею в виду в Советском Союзе. Опыт весьма красноречивый, он очень легко поддается анализу».
Даешь, молодежь!
В свою очередь глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, во-первых, категорически не верит, что эта идея найдет свою реализацию в виде какого-то законного акта, а во-вторых, предупреждает, что в противном случае страну ждет падение легального и одновременный рост нелегального рынка алкоголя и его криминализация. Плюс — как вишенка на торте — рост наркомании.
«По-моему, это какой-то пиар местных властей: если раньше все знали вологодское масло, кружево и квас, то теперь многие запомнят и фамилию губернатора, — полагает Дробиз. — Никакой другой ценности эти предложения не имеют».
Впрочем, если предположить, что самые мрачные прогнозы сбудутся и идея получит развитие, то, по мнению эксперта, в стране возникнет такая картина: либо в обед народ побежит скупать алкоголь, либо этим же займутся пенсионеры, с прицелом потом продать все это с наценкой. «Снижения потребления не произойдет, но теневизация и даже криминализация алкогольного рынка — наверняка возможна, — уверен Дробиз. — Более того, народ затарится в один день и сразу надолго — на месяц, например». А если дома стоит ящик алкоголя, то это, по его словам, скорее стимулирует потребление, то есть эффект будет обратный желаемому.
Так в Питере ли пить?
«Россия уже давно перестала быть „много пьющей“ страной, если вообще когда-то ей являлась, — отмечает политолог Вадим Сипров. — К тому же продажа алкоголя у нас регулируется законом, по которому субъект федерации имеет свои полномочия, чем и пользуется».
В частности, время продажи алкоголя в России определяет федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в рамках которого российским регионам дано право изменять время в сторону ужесточения.
Например, по словам Сипрова, в Москве, в Вологодской области и даже в наших мусульманских регионах — Ингушетии и Татарстане — в настоящее время запрет на продажу алкогольных напитков действует с 23:00 до 8:00 утра. А в том же Санкт-Петербурге — с 22:00 до 11:00, то есть ограничения более жесткие. И как быть с известной фразой о том, что «в Питере — пить»?
«Самая эффективная и действенная мера в борьбе с алкоголем — повышение уровня и качества жизни людей», — уверен политолог. Об этом же, по его словам, говорит и зарубежный опыт.
Ограничения по типу российских действуют в скандинавских странах. Например, в Швеции можно продавать алкоголь с 10:00 до 18:00, тогда как в воскресенье алкомаркеты не работают. В Финляндии алкоголь можно купить с 10:00 до 17:00, хотя это страна намного более пьющая, чем Россия. А в Великобритании никаких ограничений практически нет. Впрочем, по словам Сипрова, эта страна является сегодня настоящим лидером по потреблению алкоголя среди женщин и подростков.
Кстати
«Заявления на тему алкоголя воспринимаются обществом весьма болезненно и практически всегда становятся резонансными, — считает политолог Сипров. — Вспомним историю, фильмы «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» Леонида Гайдая были навеяны антиалкогольной кампанией 1958 года. В рамках очередной, 1972 года, кампании, впервые в СССР было ограничено время продажи алкоголя — с 11:00 до 19:00 часов.
Тогда же появились специальные лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), в которых алкоголиков лечили в принудительном порядке. Не выветрилась окончательно и приснопамятная «горбачевская» антиалкогольная кампания 1985–1987 годов, в итоге которой была практически угроблена винодельческая отрасль как в ряде республик, так и в стране в целом.
Ранее сообщалось о том, как меняется в стране стоимость сливочного масла.
<!—Расположение: —>