Здесь и «Грачи прилетели» Саврасова, и «Охотники на привале» Перова, и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, и «Христос в пустыне» Крамского, и его же «Неизвестная», и, конечно, «Над вечным покоем» Левитана. И это далеко не полный список представленных на выставке легендарных полотен.
«С одной стороны, хорошо, что они такие известные. С другой стороны, их окружает очень много штампов. Тогда мы уже и не задумываемся о смыслах, которые изначально вкладывали художники в свои произведения. Одна из главных задач выставки как раз и заключалась в том, чтобы освободить от этих штампов наследие Товарищества передвижных художественных выставок«, — подчеркнула на пресс-брифинге Татьяна Львовна Карпова, заместитель генерального директора по научной работе.
Куратор выставки, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Татьяна Витальевна Юденкова добавила: «В обыденном сознании передвижники — это в основном художник-жанристы, которые любили бытовой жанр и активно развивали социально-политическое направление. Это, конечно, так, но было в изобилии и другое искусство. Внутри этого движения формировались новые стилистические тенденции. Передвижники зародили ростки символизма, импрессионизма, неорусского стиля».
Для открытия именно этой выставки поводов было много. Во-первых, 155 лет со дня основания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), без ведущих мастеров которого — Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Исаака Левитана, Николая Ге, Виктора Васнецов, Николая Ярошенко и других — судьба отечественной живописи была бы иной. Их творчество сегодня — это уже общепризнанная классика русского искусства. Во-вторых, это первый за последние 50 лет такой масштабный проект, посвященный творчеству передвижников. Ведь последняя подобная выставка в Третьяковской галерее прошла в начале 1970-х годов.
Еще одним инфоповодом стало долгожданное открытие нового корпуса ГТГ. Здание, чем-то напоминающее парижский Лувр, получилось грандиозным: много воздуха, света и интересных архитектурных решений. Для такого яркого проекта, как «Передвижники» — экспозиционное пространство выбрано идеально.
Фото: Екатерина Якушева
К тому же, не стоит забывать, о фигуре Павла Третьякова и о том, что расцвет творчества передвижников совпал с периодом зрелости его коллекции. Произведения ТПХВ сыграли важную роль в формировании собрания Третьяковской галереи. Так что открывшейся выставкой музей еще и напоминает посетителям о своих истоках. Недаром среди 15 музеев-участников все же большинство экспонатов «переехало» из постоянной экспозиции исторического здания ГТГ.
Устав Товарищества передвижных художественных выставок был подписан в 1870 году. ТПХВ стало самой мощной, самой долгоиграющей творческой организацией в России. За время своего существования Товарищество провело 48 выставок, на которых экспонировалось около 10 тысяч произведений. Около 560 художников в разные годы имели отношение к этой организации. Выставки начинались, как правило, в Санкт-Петербурге. Затем переезжали в Москву. А после отправлялись в путешествие по городам России.
В 1870-1890-е передвижники лидировали на художественном рынке страны, были символом всего самого передового и талантливого. Их имена не сходили с полос газет и журналов, а посещаемость выставок работ передвижников с каждым годом неуклонно росла. В конце 1870-х постоянным посетителем ТПХВ был даже император Александр III, приступивший к созданию музея русской живописи — будущего Русского музея в Санкт-Петербурге.
Фото: Екатерина Якушева
На открывшейся в ГТГ выставке все великолепие «передвижного искусства» представлено в двух больших разделах. Первый — визуально выделен серо-бордовыми тонами на стенах и посвящен именно полотнам, участвовавшим в передвижных выставках. При входе зрителя встречает полотно Алексея Саврасова «Грачи прилетели» — главная работа Первой передвижной, открывшейся 28 ноября 1871 года в залах петербургской Императорской Академии художеств. А рядом с это картиной расположен необычный арт-объект: одноименная скульптура современного художника Николая Полисского. Выполненные из темного дерева, немного наивные фигурки грачей как будто передают «привет» передвижникам из XXI века.
Проект «Грачи прилетели» Полисского создан в рамках фестиваля «Архстояние-2008» совместно с мастерами парка «Никола-Ленивец». Это единственная работа скульптора, обращенная к конкретному произведению искусства и являющаяся прямой цитатой, но при этом сохранившая творческий почерк мастера. «Нам было очень важно присутствие современного искусства», — отметила Татьяна Юденкова.
Н. Полисский. Грачи. Выполнены совместно с мастерами Никола-Ленивецких промыслов. 2008 г. Фото: Екатерина Якушева
Второй раздел выставки, исполненный в насыщенном васильково-синем цвете, называется «Выход в XX век. Передвижники вне ТПХВ». Он строится на работах художников, бывших членами ТПХВ или экспонентами, но, по разным причинам, «выпавших» из передвижничества. Это Серов, Коровин, Суриков, Юон, Нестеров, Рябушкин и не только. Именно они были теми, кто двинул русское искусство в сторону Серебряного века и авангарда.
Чтобы у посетителей была возможность получить новые эмоции и по-иному взглянуть на уже очень хорошо известные произведения, каждый из разделов экспозиции был поделен на подразделы. Среди них: «Идея личности», в котором представлены портреты творческой интеллигенции, чиновников, предпринимателей, представителей великосветской знати и императорской семьи; «Пейзаж», еще раз убеждающий зрителя в том, что передвижники создали наиболее достоверный и при этом обобщенный образ русской природы; «Женский вопрос», остро волновавший общественное сознание на рубеже веков и нашедший свое отражение в творчестве передвижников; «Мир детства», в котором детская тема в живописи, благодаря передвижникам, вышла на новый уровень. Они увидели в ребенке личность, обладающую независимым сознанием и духовным потребностями.
Но, пожалуй, одним из главных в экспозиции стал подраздел «Между реальностью и метафизикой». В него вошли полотна, посвященные размышлениям о судьбах России через ее историческое прошлое и современность. Здесь также представлены работы, в которых художники обращались к евангельской проблематике.
И. Крамской. Неутешное горе. 1884 г. Фото: Екатерина Якушева
Такая классификация полотен передвижников стала «фишкой», уникальной особенностью этого проекта, поскольку до этого принцип экспонирования работ участников Товарищества был в основном монографический.
К выставке «Передвижники» подготовлен не только богато-иллюстрированный альбом-каталог, но и обширный мультимедийный проект. Он рассказывает о сложностях организации выставок; о том, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин; что писала о Товариществе столичная и провинциальная критика; с какими проблемами сталкивались художники; а также, кто были их главные коллекционеры.
Выставка «Передвижники» — это большое и важное художественное высказывание, проект, который войдет в историю русской культуры. Его нельзя пропустить. Посетить выставку можно до 6 апреля 2025 года.