В самый нерв
В этом месяце состоялась премьера одной из таких картин — короткометражной ленты «Вышел зайчик погулять». Сейчас фильм можно посмотреть в социальной сети ВКонтакте. Также его показали на российском кинофестивале «Короче».
В аннотации к «Зайчику» говорится, что это инструкция о том, чем можно занять себя дома, если страшно его покидать. Две девушки и одна квартира, которая становится их миром со своими законами и правилами игры.
Автор — казанский режиссер Асель Багаутдинова, которая еще и хореограф, и исполнитель песен собственного сочинения на укулеле. Мы пообщались с ней и узнали, в чем глубинный смысл фильма «Вышел зайчик погулять», почему во многих ее работах главная тема — это детство и какие картины находят отзыв у современного зрителя.
— Идея создания «Зайчика» была довольно спонтанной. После поступления в Московскую школу нового кино мое представление о кинематографе и о структуре создания фильма очень резко изменилось. Я на время оказалась в растерянности, в переходном моменте, когда ты не можешь уже снимать, как раньше, а о том, как хочешь, еще не знаешь.
Второй курс начался с задания «Неоконченное действие», и я решила, что приурочу свои новые съемки именно к этому. От неоконченного действия пришлось отказаться во время монтажа, потому что фильм перешел в какую-то свою, новую плоскость.
В кульминационный момент фильма одна из героинь попадает в самый нерв зрителя проникновенным монологом о том, что родители не готовят нас к столкновению со взрослой жизнью, что стареть страшно и неприятно. Сценарий занимал всего одну страницу и содержал только общее описание сцен, а диалоги рождались в процессе съемок и были, по сути, импровизацией актрис.
Короткий метр удалось в итоге снять за 12 часов в квартире, где жила Асель, в панельном доме в Химках. Однако без сложностей тоже не обошлось. По словам девушки, квартира казалась ей слишком обычной и не подходила для атмосферы фильма.
Решение нашлось само — во время похода по магазинам вместе с художницей Владой они наткнулись на простую белую пленку, которой решили покрыть всю поверхность помещения. В итоге квартира полностью преобразилась. Пленку, оборудование и другие вещи покупали на свои деньги, так как бюджета на киноленту не было выделено.
— Сама игра как действие между людьми всегда казалась мне очень кинематографичной историей. Есть два героя, между ними борьба, интрига. Что будет дальше, кто победит? Поместить героинь в коробочку квартиры мне пришло в голову после того, как я прочла в интернете пост одной девушки, которая не выходила из дома около года. И я подумала, вот оно! Этот мир, комфортное пространство, которое мы создаем каждый день, это наш дом, место, где мы можем спрятаться от чего угодно. Во всех моих работах есть мои личные истории. Здесь это тема эскапизма, уход от реальности и полная дереализация, когда попадаешь в большой и сложный мир и не хочешь взрослеть, — рассказывает Асель.
У девушки есть и другие картины, куда она добавила частичку себя и своего жизненного опыта. Например, фильм «Клюквенное лето» по одноименному рассказу Дениса Осокина — ее преподавателя, который Асель снимала в последний год обучения в Казанском государственном институте культуры.
Он был снят еще в 2020 году. Это история о Саше, который «ждал лета, а лета не было». В пятом классе он попадает в школу-интернат и впервые влюбляется. А значит, начинает взрослеть. Визуально фильм вдохновлен другими картинами по произведениям Осокина: «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Одя» Эдгара Бартенева.
— Это фильм про переходный период от детства к юношеству. Он о взрослении, там есть много и от меня. Я так ярко переживала этот момент сама, что решила обязательно его запечатлеть.
Лето в Услоне
— Еще есть клип «Танцы» и новый проект «Эне». Это две работы, сделанные благодаря социальному благотворительному проекту «Замечтай». Там я получила колоссальный опыт: мы снимали, жили и работали вместе с детьми из интерната. Такие проекты оставляют след в сердце на всю жизнь. Вообще тема школьного времени сильно во мне откликается, я много работаю с детьми и сама внутренне еще чувствую себя ребенком. Если честно, выросшим и повзрослевшим ребенком, — откровенно говорит Асель.
«Клюквенное лето» показывали в рамках мусульманского кинофестиваля, пару раз в казанском кинотеатре «Мир» и еще в Семруке, где снималась картина «Зулейха открывает глаза». По словам режиссера, там почти не было людей.
Сами съемки проходили быстро. Буквально за месяц нашли и актеров, и локации. В основном Асель помогали друзья и близкие. Дом главного героя сняли на даче друга в Нижнем Услоне. Берег — это Адмиралтейская слобода, до того как там все застроили новыми высотками. А лес и автобус снимали в Раифе, где за монастырем есть небольшое поселение.
— Мне повезло с близким окружением. Мои родители, Лилия и Айрат Багаутдиновы, творческие люди — хореографы. Они всегда поддерживают меня в начинаниях, будь то кино, хореография или музыка. А мой молодой человек Руслан — музыкант и звукорежиссер, он помогает с проектами. Бессменная художница-постановщица всех проектов, Влада Кунаева, моя близкая подруга. Правда, я многое делаю сама — пишу сценарии, придумываю и воплощаю, но без близких людей это было бы непосильной задачей, — с улыбкой говорит Асель.
Близкие люди не только помогают в творчестве, но иногда и сами становятся главными героями работ режиссера. Например, фильм «Дорога». Картина повествует о матери Асель, Лилии Багаутдиновой, и ее страсти к хореографии. На протяжении фильма она делится своим видением мира, говорит о том, что через танцы может общаться с людьми.
В этом ее поддержал и муж. Вместе они основали театр танца «Дорога из города» все в том же институте культуры, в феврале 1995 года. В их творческой биографии были туры по Японии и Китаю. Они работали с такими композиторами, как Рашид Калимуллин и Масгуда Шамсутдинова. Кстати, Асель в этом театре работает педагогом-хореографом.
Многие цитаты из фильма остаются потом в памяти. В том числе фраза героини, которую она говорит своему ученику: «Иногда не надо танцевать на сцене, надо забыть, что ты умеешь танцевать, потому что самое главное — это процесс, а не результат».
На протяжении всей истории зритель погружается в жизнь Лилии. И понимает: жизнь — это танец. У Асель есть и другие зарисовки о хореографии, но эта самая прямолинейная и честная.
Прислушаться к ощущениям
Многим зрителям, привыкшим к полнометражным фильмам, короткие метры кажутся несерьезными. Но на самом деле перед режиссерами, снимающими короткие ленты, стоит более сложная задача — уложить всю историю и рассказать ее правильно за условные 14 минут.
— Как мне кажется, мои зрители — это люди очень эмпатичные, замечающие не только большие и весомые жизненные сюжеты и повороты, но и умеющие погрузиться внутрь себя, прислушаться к своим ощущениям, задать себе нужные и важные вопросы и не торопиться на них отвечать. Люди, замечающие красоту вокруг себя.
Несмотря на то что сейчас Асель снимает короткометражные фильмы, от идеи снять полный метр она не отказалась.
— Полнометражка в планах есть. Это история, написанная мною еще в институте на паре у Дениса Сергеевича Осокина. История трагико-магическая, немного фольклорная. За долгое время она переписывалась несчетное количество раз, но я надеюсь, что в обозримом будущем возьмусь за нее плотнее.
Сейчас идет работа над фильмом «Эне», снятым на Алтае с ребятами из детского дома. Пока что видео на стадии монтажа, но премьера, скорее всего, состоится на одном из кинофестивалей.
Тем временем
Посмотрев фильмы Асель Багаутдиновой, можно сделать вывод о том, что сейчас нужно современному зрителю. Это не актуальный сюжет, продуманный до самых мелочей, не умные диалоги и не яркие спецэффекты, экшн. Это честность режиссера перед собой и зрителями, его любовь к тому, что он снимает.