Еще в декабре 2022 год агрегатор «Яндекс Такси» и департамент транспорта Москвы в рамках совместного проекта запустили в приложении «Яндекс Go» тариф «Специальный» для маломобильных пассажиров, которые пользуются инвалидными креслами. Позже в этом же приложении появился «Экран специальных возможностей» с опциями для слабовидящих, незрячих. Услуга сразу стала популярной. Чаще всего пассажиры выбирают опцию «Буду с инвалидным креслом». Таких маломобильных пассажиров по Москве развозят желтые минивэны, оборудованные подъемным механизмом. Для погрузки коляски машине требуется пять минут.
Следующая по востребованности опция «Помогите найти машину» и «Перевозка собаки-поводыря» для слабовидящих и незрячих. Если выбрать эти опции, в карточке поездки у водителя появится сообщение о том, что пассажиру надо помочь найти машину. В комментариях к заказу незрячий пользователь может указать, где его найти и как узнать.
Каждый месяц 10 тысяч москвичей пользуются инклюзивным такси
«Раньше я тоже пользовалась такси: звонила по телефону и говорила оператору, что я незрячая. Бывало так, что водители приезжали и я не могла найти машину. Тем временем начиналось платное ожидание, — рассказывает москвичка Юлия Дьякова — филолог, редактор книг для слепых и уличная певица. У нее собака-поводырь — лабрадор по кличке Руна. Незрячая с рождения девушка любит путешествовать.
«Самая большая сложность была — если я вызову такси в другом городе, где сама толком не знаю, где нахожусь. Тут вся надежда была только на прохожих, продолжает она. — Теперь этих проблем нет: заходишь в приложение и с помощью голосового помощника вызываешь такси. Адрес вбивать не нужно: водитель сам видит, где я нахожусь, — работает геолокация».
Собаку-поводыря тоже перевозят в такси бесплатно. Водитель знает, что пассажира сопровождает не просто домашний питомец, а специально обученная собака. У хозяина должен быть с собой на нее паспорт, покрывало или подстилка. Руна обычно ложится на пол между сиденьями. Опция «Общаюсь только текстом» — для глухих и слабослышащих. Если пассажир не слышит, общаться с водителем можно через чат. А опция «Не говорю, но слышу» бывает нужна при ситуативной инвалидности: например, во время реабилитации после инсульта.
Водители, перевозящие таких пассажиров, подготовлены к особенностям общения с ними. Они знают, что если перед ними незрячий пассажир с собакой-поводырем, нужно подойти к нему с той стороны, где нет собаки, и прикоснуться к его свободной руке, а собаку нельзя гладить.
Более 75 тысяч жителей Москвы хотя бы раз пользовались таким инклюзивным такси, а за два года его пассажиры совершили 400 тысяч подобных поездок, рассказала корреспонденту «РГ» руководитель социальных проектов «Яндекс Go» Светлана Воронина. Каждый месяц поездками, в которых пассажир может выбрать специальные опции исходя из своих физических особенностей, пользуются 10 тысяч человек, они совершают 30 тысяч поездок.