Еще в декабре 2022 год агрегатор “Яндекс Такси” и департамент транспорта Москвы в рамках совместного проекта запустили в приложении “Яндекс Go” тариф “Специальный” для маломобильных пассажиров, которые пользуются инвалидными креслами. Позже в этом же приложении появился “Экран специальных возможностей” с опциями для слабовидящих, незрячих. Услуга сразу стала популярной. Чаще всего пассажиры выбирают опцию “Буду с инвалидным креслом”. Таких маломобильных пассажиров по Москве развозят желтые минивэны, оборудованные подъемным механизмом. Для погрузки коляски машине требуется пять минут.
Следующая по востребованности опция “Помогите найти машину” и “Перевозка собаки-поводыря” для слабовидящих и незрячих. Если выбрать эти опции, в карточке поездки у водителя появится сообщение о том, что пассажиру надо помочь найти машину. В комментариях к заказу незрячий пользователь может указать, где его найти и как узнать.
Каждый месяц 10 тысяч москвичей пользуются инклюзивным такси
“Раньше я тоже пользовалась такси: звонила по телефону и говорила оператору, что я незрячая. Бывало так, что водители приезжали и я не могла найти машину. Тем временем начиналось платное ожидание, – рассказывает москвичка Юлия Дьякова – филолог, редактор книг для слепых и уличная певица. У нее собака-поводырь – лабрадор по кличке Руна. Незрячая с рождения девушка любит путешествовать.
“Самая большая сложность была – если я вызову такси в другом городе, где сама толком не знаю, где нахожусь. Тут вся надежда была только на прохожих, продолжает она. – Теперь этих проблем нет: заходишь в приложение и с помощью голосового помощника вызываешь такси. Адрес вбивать не нужно: водитель сам видит, где я нахожусь, – работает геолокация”.
Собаку-поводыря тоже перевозят в такси бесплатно. Водитель знает, что пассажира сопровождает не просто домашний питомец, а специально обученная собака. У хозяина должен быть с собой на нее паспорт, покрывало или подстилка. Руна обычно ложится на пол между сиденьями. Опция “Общаюсь только текстом” – для глухих и слабослышащих. Если пассажир не слышит, общаться с водителем можно через чат. А опция “Не говорю, но слышу” бывает нужна при ситуативной инвалидности: например, во время реабилитации после инсульта.
Водители, перевозящие таких пассажиров, подготовлены к особенностям общения с ними. Они знают, что если перед ними незрячий пассажир с собакой-поводырем, нужно подойти к нему с той стороны, где нет собаки, и прикоснуться к его свободной руке, а собаку нельзя гладить.
Более 75 тысяч жителей Москвы хотя бы раз пользовались таким инклюзивным такси, а за два года его пассажиры совершили 400 тысяч подобных поездок, рассказала корреспонденту “РГ” руководитель социальных проектов “Яндекс Go” Светлана Воронина. Каждый месяц поездками, в которых пассажир может выбрать специальные опции исходя из своих физических особенностей, пользуются 10 тысяч человек, они совершают 30 тысяч поездок.