«Есть такое понятие, как период полураспада знаний: в начале 20 века он составлял 20 лет, в конце — 10 лет, а сейчас, по оценкам экспертов, — 2-4 года. Хотя в некоторых сферах, например в IT, повышать квалификацию следует как минимум каждый год, потому что знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше», — отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.
Директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский привел в подтверждение этого тезиса статистику. Согласно ей, человек, у которого больше одной специальности, испытывает меньшую волатильность в доходах в нестабильных ситуациях. При этом получаемые доходы у такого профессионала могут быть в несколько раз выше. Ректор Московской школы управления «Сколково» Александр Ким предложил немного пересмотреть перевод концепции Triple L — LifeLong Learning. По его мнению, она подразумевает под собой не столько обучение в течение всей жизни, сколько перманентное развитие. И самое важное в этом развитии — не получение дипломов, а движение в своем собственном темпе.
«Мы не знаем точно, какие профессии и роли появятся завтра, какие наборы компетенций будут нужны. Мы узнаем это только в процессе собственно развития, каждый раз проходя развилки и выбирая из множества то решение, которое окажется в итоге сначала лучшей практикой, а потом стандартом», — отметил он.
При этом Ким сделал акцент на то, что любые знания, вне зависимости от возраста человека, всегда должны быть для него действительно актуальными и уместными. «Придумывать профессии и компетенции специально, как и немедленно осваивать все то, на что есть ситуативный спрос на рынке труда, — это как смотреть в зеркало заднего вида», — уверен он.
Как считает генеральный директор Альянса по вопросам устойчивого развития, профессор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, лучше научить подрастающее поколение понимать, что ему предстоит делать выбор много раз в течение жизни. Но он может быть не оптимальным. «В процессе можно понять, что выбранное занятие — это не то, чего ты хотел, и это тоже ценный опыт», — добавил Шаронов.
Руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой также отмечает, что сейчас знания очень быстро устаревают. «Нужна единая инфраструктура, где будут готовить специалистов с разнообразными знаниями, нередко — на стыках отраслей; тех, кто может управлять сложными процессами, которые тоже желательно знать. Кроме того, у нас наступает эпоха платформенной экономики. В ближайшем будущем, платформенные решения будут внедрены во многих отраслях. После этого исчезнут многие негативные ситуации, связанные с человеческим фактором», — подчеркнул эксперт.