Знал языки и был очень сильным
Николай Духов родился в селе Веприк Полтавской губернии. Его мама происходила из семьи обедневшего помещика, а отец служил ротным фельдшером. За год до рождения сына он устроился на работу на сахарный завод в Веприке. Рассказывают, что прапрадед Николая прославился благодаря «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» — именно его история противостояния с соседом легла в основу произведения Николая Гоголя.
Николай Духов в молодости. Фото: wikipedia.org
Будущий конструктор учился в Гадяческой классической мужской гимназии (после революции ее переименовали в трудовую школу второй ступени), где хорошо изучил три языка — английский, немецкий и французский. После ее окончания Духов работал секретарем Вепричского комитета бедноты, агентом продотряда — занимался переписью для определения продналога, заведовал избой-читальней и ЗАГСом, был резчиком свеклы на сахарном заводе. Продолжить обучение он не мог — зарабатывал на жизнь, помогал семье.
По воспоминаниям друзей, Николай обладал богатырской силой. Он сумел положить на лопатки борца, который приехал в Веприк выступать — гнул подковы и железные монеты.
Поэзия инженерной науки
В 22 года Духов получил от комсомольского собрания сахарного завода путевку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института — это было поощрение для способного молодого человека.
После учебы Николая рекомендовали «для зачисления без испытания» в Ленинградский политехнический институт. Здесь молодой человек получил специальность «конструирование тракторов и автомобилей». Преподаватели его очень хвалили, отмечали, что Николай обладал отличным самостоятельным мышлением и имел способности к науке.
Николай духов с женой и дочерью. Фото: wikipedia.org
В 1932 году, окончив институт, Николай Духов устроился в конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» (Ленинградского Кировского завода). Талантливый конструктор прошел трудовой путь от инженера до заместителя главного конструктора. Духов принимал участие в знаковых проектах. Он создавал первый советский автомобиль представительского класса «Ленинград-1», конструировал приспособления для массового выпуска трактора «Универсал», а затем начал работать над бронетанковой техникой. В Специальном конструкторском бюро No2 Кировского завода Николай Леонидович создал единую методику расчета прочности танков, возглавил группу, которая занималась усилением танка Т-28.
На лекциях, которые Духов читал для студентов автотехникума, он говорил: «Это поэзия! В формулах и цифрах заложен весь смысл инженерной науки».
Призрак «Клима Ворошилова»
В 1938 году в истории отечественного танкостроения произошло знаковое событие: Николай Леонидович предложил проект тяжелого танка принципиально нового типа. Его назвали КВ-1 («Клим Ворошилов»). За эту разработку Духова наградили медалью «За трудовую доблесть» и орденом Ленина. Танки КВ-1 выпускались на Кировском заводе с 1939 по август 1942 года.
Боевые машины участвовали в битвах с финнами в Зимней войне и с немцами — во время Великой Отечественной. Это были настоящие «крепости на гусеницах»: противник не мог им противостоять. Гитлеровцы даже прозвали «Клима Ворошилова» «призраком»: 37-миллиметровые снаряды не оставляли на нем даже вмятин.
Танк КВ-1 выпуска 1940 г. Фото: wikipedia.org
В июне 1941 года один танк КВ-1 на протяжении суток сдерживал целую боевую группу 6-й танковой дивизии генерала Ландграфа. Бронемашина перегородила ключевую дорогу недалеко от литовского города Расейняй. Танк смогли уничтожить лишь специально привезенными на поле боя 88-миллиметровыми зенитными орудиями. Противостоять КВ-1 и его модификации КВ-1С смогли только тяжелые танки Panzerkampfwagen VI Ausf — их называли «тигры», которые спешно разработали немцы.
Все для фронта! Все для победы!
В 1941 году Николай Духов отправился в Челябинск, куда эвакуировали Кировский завод. Именно здесь развернули производство танков КВ. В 1943 году Николай Леонидович стал главным конструктором предприятия. Он организовал разработку и конвейерное производство тяжелых танков КВ-1С, КВ-85, четырех модификаций ИС («Иосиф Сталин»).
О том, каким талантливым конструктором был Духов, ярко говорит такой факт. В самом начале войны на челябинский завод перестали поставлять специальные подшипники, которые применялись в ведущих колесах танков. Еще немного — и конвейер бы встал. Но Николай Леонидович за сутки придумал, как изготовить нужную деталь из того, что было на предприятии. Его идея удешевила танк почти на две тысячи рублей. Эти подшипники назвали «духовскими». Полученную за разработку денежную премию конструктор передал в Фонд обороны.
За время войны Духов участвовал в создании 13 бронемашин, которые выпускали серийно. И каждый раз советские конструкторы оказывались на несколько шагов впереди немцев. Танк КВ-85 разработали летом 1943 года для борьбы с немецкими «тиграми». Это была мощная машина с 85-миллиметровой пушкой, пробивавшей броню немецкого танка с расстояния в километр.
Сборка танков КВ на заводе в Челябинске. 1942 г. Фото: из книги «Челябинский тракторный завод» (Екатеринбург, 2008)
Танк воевал успешно, но ему не хватало брони. Тогда было принято решение заменить его танками ИС-1 и ИС-2 — глубокой модернизацией КВ-1 и КВ-1С, с той же пушкой. «Иосиф Сталин» стал родоначальником новых бронемашин в СССР. Его первая версия активно участвовала в боях зимой-весной 1944 года, выдерживала попадания 88-миллиметровых снарядов, которыми стреляли «тигры».
Параллельно под руководством Николая Духова начали производить ИС-2 с еще более мощным 122-миллиметровым орудием, которое было способно победить усовершенствованных «королевских тигров». Этот танк превосходил все бронемашины противника. Модернизированный ИС-2 остался на вооружении советской и российской армии до 1995 года.
Танк ИС-2. Фото: wikipedia.org
Команда Николая Леонидовича осуществила коренную модификацию средних танков Т-34, которых называют «танками Победы». Также они разработали бронемашину ИС-3. Опытная партия вышла из стен завода в мае 1945 года. В боях эти танки не участвовали, но прошли 7 сентября 1945-го торжественным строем на параде союзных войск в Берлине. Рассказывают, что новый танк произвел сильное впечатление на западных партнеров СССР.
ИС-3 имел мощнейшую бронезащиту с «щучьим носом», который выдерживал удар танковых и противотанковых орудий. Оснащенные 122-миллиметровыми пушками, танки участвовали в подавлении венгерского восстания в 1956-м, из активно отправляли на экспорт, в частности, в Египет.
За вклад в победу в 1945 году Николай Леонидович получил звание Героя Социалистического труда.
Работа над атомным проектом
После войны Николая Духова привлекли к работам в советском атомном проекте по разработке ядерного оружия. В КБ-11 (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики) он стал заместителем главного конструктора Юлия Харитона. Духов создал особую систему работы с чертежами. Харитон говорил про него, что лучшего помощника нельзя было и желать: «Мне думается, он был бы и великим музыкантом, и художником. Но он никогда не мог быть ни тем, ни другим, потому что просто не мог не быть конструктором. Его конструкторская гениальность врожденная».
Николай Леонидович руководил разработкой первого отечественного плутониевого заряда и атомной бомбы. Он принимал участие в испытаниях на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, за что получил вторую звезду Героя Соцтруда. Также конструктор был в числе тех, кто испытывал первую водородную бомбу РДС-6с 12 августа 1953 года — он получил третью звезду Героя, стал доктором наук и членом-корреспондентом АН СССР.
С 1954 года Духов возглавил филиал No1 КБ-11 — сейчас это Всероссийский НИИ автоматики, который носит его имя. В научном учреждении создавали ядерные боеприпасы для стратегических и тактических комплексов, электронные и автоматические системы, контрольно-измерительную аппаратуру. За десять лет работы Николая Леонидовича было выпущено первое поколение боеприпасов для 17 ракетоносителей (баллистической ракеты Р-7, тактических ракет — самолетов-снарядов, торпеды Т-5, крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО).
Игорь Курчатов и Николай Духов. Период совместной работы в КБ-11. Фото: wikipedia.org
Духов стал основателем конструкторской школы по этому направлению. Его работа была отмечена пятью Сталинскими премиями (он получил их с 1943 по 1953 год) и одной Ленинской — ее Николай Леонидович получил в 1960 году, за создание боеприпаса для ракеты Р-7.
По воспоминанию коллег, Духов имел отличное чувство юмора, любил технические новинки. Они вспоминали, что как-то раз он привез спиннинг с катушкой необычной конструкции, собрал коллег, которые любили рыбалку и продемонстрировал, как можно забрасывать блесну. А в другой раз привез новейшую электробритву и в шутку сбрил ей усы у начальника цеха.
Он был отзывчивым, доброжелательным, внимательным к людям, но, в то же время, очень требовательным к сотрудникам и к самому себе. Умел создавать вокруг себя атмосферу деловитости и творческого труда.
Скончался Николай Духов после тяжелой болезни 1 мая 1964 года, в возрасте 59 лет. Заболел лейкемией — сказалось участие в ядерных испытаниях. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Он погиб, как солдат на поле боя, получив смертельное ранение в первых боях с применением нового, адского оружия, открывшего миру атомную эру в истории человечества», — говорится в книге воспоминаний о конструкторе.