Выпускника коррекционного детского дома №16 Сашу Арбузова корреспондент «РГ» забрала из психиатрической больницы более года назад. За помощью к журналисту-правозащитнику обратилась его бывшая воспитательница. Как выяснилось, после выпуска из интерната инвалид 3 группы лишился сразу двух квартир — наследственной и полученной от государства. Защитить права пострадавшего от мошенников сироты в регионе оказалось некому. Поэтому корреспонденту «РГ» пришлось официально стать представителем потерпевшего и изучить сразу два процессуальных кодекса — Гражданский и Уголовный.
В настоящее время в Кировском районном суде города Омска подходит к завершению рассмотрение уголовного дела, возбужденного в отношении известного омского предпринимателя Юрия Бондаренко. Его обвиняют в хищении крупной денежной суммы у сироты Арбузова, вырученной после продажи наследственной квартиры в селе Красноярка. Приговор будет вынесен уже на этой неделе. В этом же суде идет гражданский процесс о признании договоров займа и залога недействительными. Арбузов, который не смог освоить даже программу первого класса в коррекционной школе, заложил свою квартиру по улице Верхнеднепровской за 350 тысяч рублей. Пока Саша находился на лечении в стационаре, сиротское жилье продали с торгов в пользу кредиторов.
Сам парень не может пояснить, как так вышло.
— Приезжали какие-то люди на машинах. Говорили, что дадут мне деньги на еду и ремонт квартиры, но для этого нужно подписать много бумаг. Показывали пальцем, где надо подписать, — я подписывал, — вспоминает оказавшийся на улице выпускник детского дома.
Постепенно нам удалось наладить жизнь попавшего в беду инвалида. Теперь Саша живет в социальной гостинице для сирот. Наблюдается у врачей. И очень надеется, что сможет вернуть потерянную квартиру и деньги.
Однако на днях выяснилось, что это еще далеко не все проблемы, выпавшие на его долю.
Единственный источник дохода Саши — пенсию по инвалидности размером в 10 412 рублей неожиданно списали с его банковской карты судебные приставы. В отношении Арбузова открыли производство о взыскании налогов и сборов, включая пени, на сумму, превышающую 84 тысячи рублей.
Мы приехали в службу судебных приставов и обнаружили, что Арбузов уже почти три года ведет предпринимательскую деятельность — еще в 2021 году ему был присвоен статус ИП. Согласно документам, предприниматель находился на «упрощенке» и ни разу не платил страховые взносы.
В налоговой службе откликнулись и помогли сироте. Фото: Наталья Граф/ РГ
В УФНС России по Омской области нам рассказали, что ИП было оформлено в те же дни, когда Арбузов закладывал свою квартиру — дистанционно. При помощи электронной подписи, эмитированной банком, не имеющим офисов. Потому что без статуса индивидуального предпринимателя безработному инвалиду просто не одобрили бы данную сделку. Статус ИП стал ее фиктивным прикрытием.
История Саши — показательный пример того, как складывается судьба обычного выпускника коррекционного интерната. Сироты с ментальными нарушениями — лакомая добыча для различного рода мошенников. У них выманивают накопившиеся на счету сбережения, отбирают квартиры, заставляют работать за тарелку супа.
А недавно у злоумышленников появился еще один способ использования бывших детдомовцев — в качестве так называемых дропперов в ряде мошеннических схем. На сирот-инвалидов начали массово оформлять подставные ИП. Нередко за символическое вознаграждение — в тысячу рублей.
«Реквизиты таких ИП могут использоваться при совершении финансовых преступлений: для незаконной банковской деятельности, уклонения от уплаты налогов, сокрытия имущества, получения налоговых вычетов, а также для обналичивания денежных средств», — пояснили «РГ» в Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Омской области.
Расчет аферистов прост — когда силовики заподозрят махинации и «вычислят» сироту, он в силу своего диагноза не сможет пояснить, кто и когда сделал из него предпринимателя.
— Опрашиваю я как-то одного из таких бизнесменов. А в процессе выясняется, что он даже писать не умеет, — говорит сотрудник полиции.
— На моего подопечного, выпускника психоневрологического интерната Кирилла Стрельникова было зарегистрировано множество фирм в разных регионах России, — рассказала «РГ» руководитель благотворительного фонда «Мир в котором нет чужих, мир равных возможностей» Вика Марчевская. — Он смог вспомнить только то, что какие-то люди возили его на красивой машине по различным организациям. Обещали оплатить ему аренду жилья. Но в результате еще и «заняли» у сироты 6 тысяч рублей. Больше он их не видел.
Выпускница одного из омских интернатов Оля Матвиенко устроилась на работу в Карелию — выращивать клубнику. Когда сезон закончился — вернулась домой. А вскоре обнаружила, что ее пенсионный счет арестован. Министерство сельского и рыбного хозяйства Карелии взыскало с сироты 4 миллиона рублей в судебном порядке. Выяснилось, что работодатели Оли получили на ее имя грант «Агростартап» и растратили все деньги. А отвечать перед законом пришлось беспомощной девушке с ментальными нарушениями. Апелляционная коллегия оставила в силе решение суда первой инстанции. Сироту загнали в долговую яму, из которой ей уже никогда не выбраться.
Восемнадцатилетнего выпускника коррекционного интерната №5 Лешу Безгинова убедили открыть кальянную и вложить в нее более 700 тысяч рублей. Это деньги, которые накопились у него на счету к выпуску из детского дома. «Директору» несколько раз дали бесплатно покурить кальян, а потом заведение продали. И теперь погрязшему в долгах парню никто не может помочь. Дескать, ну он же юридически дееспособный. Документы подписывал. Значит, должен был осознавать предпринимательские риски.
Омские налоговики помогли Саше Арбузову прекратить деятельность индивидуального предпринимателя. Он написал заявление о запрете регистрационных действий — чтобы больше никто не мог оформить на него ИП или юридическое лицо.
Но что делать с долгами? А избавиться от них можно только в судебном порядке — если будет доказано, что его ИП образовалось в результате преступной деятельности. Однако пойти по этому пути не дает пробел в законодательстве.
За оформление подставных ООО законом предусмотрена уголовная ответственность — статья 173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования юридического лица». А за оформление подставных ИП никакой ответственности до сих пор не существует.
В августе этого года Минюст РФ разработал законопроект, согласно которому под запретом окажутся регистрация в качестве ИП через подставных лиц, а также незаконное использование документов для регистрации лица в качестве ИП. Соответствующие поправки должны затронуть статьи 173.1 и 173.2 УК РФ.
Указанные действия будут наказываться штрафом до 500 тысяч рублей, принудительными работами либо лишением свободы до 5 лет.
В случае принятия закона позволяющий уходить от ответственности использующим подставные ИП аферистам уголовно-правовой пробел будет восполнен.
Но пока сиротские долги продолжают расти.
В Омской области обсуждают возможность оформления заявлений о запрете регистрационных действий для всех выпускников интернатов с ментальными нарушениями. Это не станет выходом из ситуации. Но сможет хоть на время уберечь их от «бизнеса».