Российский космонавт Александр Гребенкин входит в экипаж миссии Crew-8 по соглашению о перекрестных полетах. Он прилетел на МКС на Crew Dragon вместе с астронавтами NASA Мэттью Домиником, Майклом Барраттом и Джанетт Эппс в марте 2024 года. Для Александра это первый полет. Ему 42 года. Родился в небольшом шахтерском городе Мыски Кемеровской области, выпускник Иркутского военного авиационного инженерного института и Московского технического университета связи и информатики. Был отобран в отряд космонавтов «Роскосмоса» в рамках второго открытого конкурса. С января 2021 года — космонавт-испытатель отряда «Роскосмоса».
Гребенкин стал 24-м россиянином, летавшим на американском космическом корабле, в том числе четвертым — на Crew Dragon. На МКС Александр сменил Константина Борисова и работал вместе с Олегом Кононенко и Николаем Чубом, которые недавно вернулись на Землю после годового полета.
Корабль Crew Dragon должен был вернуться на Землю еще несколько дней назад. Причина задержки спуска с орбиты — неблагоприятные погодные условия в районах приземления, в том числе из-за урагана «Милтон». В отличие от российских «Союзов», которые именно приземляются, Crew Dragon садятся на воду в Атлантике. Без помощи двигателей, только на парашютах. И, как показывает практика, возвращение корабля едва ли не критически зависит от погоды. Были случаи, когда из-за шторма астронавтам приходилось задерживаться на орбите.
Надо сказать, что приводнение часто использовалось NASA, например, для всех спускаемых аппаратов программ «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон» (включая Скайлэб). На этот вид посадки были теоретически рассчитаны американские шаттлы, но садились они все-таки на землю. Сейчас приводнение применяется для кораблей Dragon компании SpaceX.
Так почему астронавты приводняются? Эксперты объясняют это тем, что регионы Северной и Южной Америки крайне населенные, что делает приземление опасным. А Тихий и Атлантический океан — идеальное место для «приема» космического аппарата.
У приводнения есть плюсы и минусы. С одной стороны, специалисты отмечают, что оно гораздо комфортнее для экипажа, чем приземление. Потому что вода срабатывает как амортизатор и гасит часть удара при посадке. С другой стороны, сама эвакуация спускаемой капсулы — операция довольно непростая и недешевая.
Возможность приводнения запланирована для многих будущих космических кораблей. Приводнение, по оценке экспертов, особенно актуально для аппаратов, запускаемых с прибрежных космодромов.