Смена компании никак не отразится на жителях: цена за услуги останется прежней, будут сохранены количество техники и рабочий коллектив предприятия-перевозчика. Для чего же тогда понадобились перемены, объяснил заместитель председателя регионального правительства по природными ресурсам и сельскому хозяйству Дарий Тюрин.
Территория края поделена на 13 зон, которые обслуживают регоператоры. Последние два года в зоне № 1, включающей Хабаровск и район имени Лазо, работала компания ООО «Хабавтотранс ДВ». По словам Дария Тюрина, с предприятием не возникало никаких проблем, но организация предупредила правительство, что не сможет получить банковскую гарантию — это одно из важных условий работы. По требованиям законодательства краевые власти объявили конкурс на нового регоператора.
— За эти два года компанией было многое сделано для эффективной работы. Вы наверняка помните, что у нас не все мусорные площадки были отражены в реестре — более 200 точек! А сейчас появилось свыше 600 площадок, в том числе и новых. Вся схема полностью охватывает Хабаровск и частный сектор. Сегодня Хабаровский край по всем общероссийским показателям находится в так называемой «зеленой зоне». И регоператор повел себя достойно, предупредив заранее правительство региона, что не сможет получить почти 85 миллионов рублей банковской гарантии. Поэтому теперь мы готовы рассматривать заявки от других компаний, соответствующих всем критериям, — рассказал Дарий Тюрин.
Он также отметил, что региональные власти ограничивают участие в отборе предприятий, которые финансово несостоятельны. Закон дает право ввести требование по обеспечению заявки в размере одного процента валовой выручки.
— Сделано это специально, чтобы на конкурс выходили те, кто имеет средства и возможность работать, — подчеркнул Дарий Тюрин.
Ситуацию с вывозом ТКО краевые власти продолжат держать на контроле. Все перевозчики, с которыми заключал договор регоператор, смогут продолжить заниматься этой деятельностью — техника, в основном новая, была взята в лизинг. Сегодня в крае один из лучших парков в России: износ техники составляет 25 процентов, в то время как в среднем по стране превышает 50 процентов.
Смена компании никак не отразится на жителях: цена за услуги останется прежней, будут сохранены количество техники и рабочий коллектив предприятия-перевозчика
Для увеличения прибыльности организаций планируется пересмотреть условия в тарифе. Как объяснил Дарий Тюрин, ранее закон не позволял вносить корректировки в тариф. В итоге доходы перевозчиков не могли перекрыть расходы, львиная доля которых приходится именно на транспортные — почти 70 процентов. Теперь Федеральная антимонопольная служба дает такое право.
По заверению региональных властей, изменения не приведут к росту платы за вывоз мусора — рядовые жители не почувствуют перемен. Предельный тариф для граждан останется на прежнем уровне. Мусор будут как и раньше вывозить вовремя и в полном объеме. Руководители предприятий подтвердили, что готовы выйти на новый конкурс, поэтому перебоев не предвидится. Мусорная реформа продолжит набирать обороты.
— У нас была четкая задача — обеспечить регион контейнерными площадками до середины 2025 года. В первую очередь обращали внимание на частный сектор, потому что там сложилась наиболее проблемная ситуация. В Хабаровске, к примеру, к концу ноября будет уже почти 300 площадок — край выделил муниципалитету для этого свыше 50 миллионов рублей. Юридические лица организовали 600 площадок, куда они выбрасывают свой мусор. Огромный плюс, что удалось нарастить объем отходов, вывозимых на официальные полигоны, — на 40 тысяч тонн. Мусора не стали производить больше, просто раньше его выбрасывали непонятно где, а не везли на полигоны. Компании заключали договоры с частниками, и их не интересовало, куда те складируют отходы: по правилам или высыпают в ближайшей лесополосе, — подчеркнул Дарий Тюрин.
Еще одна важная задача — создание замкнутого цикла работы с ТКО: сбор, вывоз, переработка и утилизация. Сегодня в Хабаровском крае утилизируется до восьми процентов общего объема собранного мусора. По этому показателю регион занимает второе место в ДФО.
Задача — повышать эффективность работы, для этого разрабатывается проект нового мусороперерабатывающего комплекса.
Региональные власти ограничивают участие в отборе предприятий, которые финансово несостоятельны
— В прошлом году заключено концессионное соглашение по перегрузочной станции «Южная» в Хабаровске. Принято решение поставить дополнительное оборудование и сделать из станции завод по сортировке и переработке отходов, собранных в краевом центре. Сейчас готовится проектно-сметная документация, после запуска объекта обработка вырастет до 80 процентов, а утилизация — до 36-40 процентов, — привел данные Дарий Тюрин.
Подобная концессия готовится и в Комсомольске-на-Амуре. Туда смогут свозить и обрабатывать отходы также Солнечный район и Амурск.
Осенью в крае объявят и другие конкурсы по выбору регоператоров. Они коснутся обслуживания зон № 2 и № 13 — это город Юности, Комсомольский, Советско-Гаванский и Ванинский районы.