23 октября министр обороны ФРГ Борис Писториус и его британский коллега Джон Хили подписали в Лондоне соглашение об оборонном сотрудничестве двух стран. Документ получил название «Соглашение Тринити-Хаус» (Trinity House Agreement) по названию исторического здания в британской столице, где соглашение было подписано и где планируются последующие встречи министров в этом формате.
Согласно совместному коммюнике, достигнутые договоренности укрепят способность Лондона и Берлина проводить учения на восточном фланге НАТО, усиливая их возможности для сдерживания в свете военных действий на Украине.
Впервые о подготовке документа стало известно во время июльского визита Хили в Берлин. Тогда стороны договорились вместе работать над укреплением безопасности Европы, а также усилить поддержку Украины. Было также решено, что Британия присоединится к европейскому проекту по совместной разработке, закупке и производству ракетных вооружений большой дальности (European Long-Range Strike Approach, ELSA), в котором вместе с Германией участвуют Франция, Италия и Польша. В конце августа на переговоры с канцлером ФРГ Олафом Шольцем в немецкую столицу прибыл британский премьер Кир Стармер, и они подтвердили планы по подготовке всеобъемлющего соглашения, одной из целью которого назвали укрепление «европейской опоры НАТО».
«Соглашение Тринити-Хаус» — лишь первый этап на пути к подписанию всеобъемлющего соглашения между правительствами Великобритании и Германии, которое запланировано на январь 2025-го.
Какие положения содержатся в соглашении
Согласно совместному коммюнике, опубликованному на сайте Министерства обороны ФРГ, «Соглашение Тринити-хаус» предполагает следующие действия.
- Укрепление восточного фланга НАТО. Тесное сотрудничество сухопутных войск Великобритании и Германии, особенно в балтийских странах; проведение совместных учений с целью эффективного сдерживания в случае нападения на территорию альянса; улучшение сети бронетанковых подразделений с поддержкой БПЛА; сотрудничество в коалиции по поддержке Украины бронетанковой техникой; разработка стратегии и тактики для будущих наземных операций при поддержке ИИ.
В декабре 2023-го министры обороны Литвы и Германии Арвидас Анушаускас и Борис Писториус подписали план дислокации бригады бундесвера в балтийской республике. К 2027 году соединение 4,8 тыс. военных и 200 штатских должно находиться в полной боевой готовности. Ее основу составят танковый батальон и механизированный бронированный пехотный батальон. До 80% личного состава предполагается разместить на полигоне у населенного пункта Руднинкай в Шальчининкском районе недалеко от границы с Белоруссией, остальную часть — в Рукле Йонавского района (центр Литвы). В апреле в балтийскую республику отправились первые немецкие военные.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал эту инициативу «созданием очагов опасности» у российских границ, которое требует от России специальных мер по обеспечению безопасности.
Британия в феврале 2022 года объявила об увеличении численности военного контингента в Эстонии с 900 до 1800 человек. В середине сентября этого года Эстония открыла новую военную базу в 45 км от границы с Россией. Там могут размещаться до 1 тыс. военных как эстонской армии, так и войск стран — союзниц по НАТО.
- Высокоточные удары вглубь (Deep Precision Strike, DPS) и оборона. Разработка дальнобойных ракет, дальность полета которых будет превышать стоящие сейчас на вооружении образцы; разработка общих требований в отношении дальнобойных ракет в сотрудничестве с союзниками «особенно в рамках европейского подхода к нанесению ударов на большие расстояния».
Великобритания приняла решение поставить Украине крылатые ракеты класса «воздух — земля» Storm Shadow с максимальной дальностью 250 км в мае 2023-го. Тогдашний премьер-министр Риши Сунак в интервью The Times пояснял: «Как будут действовать украинские вооруженные силы — это их дело». О том, что Украина должна сама решать, как использовать полученные от Великобритании Storm Shadow, заявил в июле и новый глава британского правительства Кир Стармер. Тем не менее до сих пор Великобритания, как и США, не сняла ограничения на удары вглубь России, как того требует Киев.
Германия располагает крылатыми ракетами класса «воздух — земля» Taurus, дальность которых превышает 500 км. Украина настаивает на передаче ей этого типа оружия. Однако канцлер ФРГ Олаф Шольц считает, что это может привести к дальнейшей эскалации, и потому выступает против поставок Taurus.
12 сентября президент России Владимир Путин заявил, что снятие ограничений на удары дальнобойным оружием по России будет означать прямое участие стран НАТО в конфликте. Спустя менее чем две недели российский президент анонсировал изменения в ядерной доктрине России. Среди них — предложение рассматривать как совместное нападение агрессию со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного. В Кремле назвали изменения «сигналом» Западу.
- Расширение промышленного сотрудничества в области обороны. Немецкий концерт Rheinmetall уже производит военную технику на своих заводах в Британии, в том числе танки Boxer; сейчас на территории Соединенного Королевства строится новый завод Rheinmetall по производству артиллерийских стволов.
- Военно-морское сотрудничество для защиты Северного моря. Защита критической подводной инфраструктуры и важных торговых путей; координация совместных операций многонациональных вооруженных сил в Северной Атлантике; периодическое размещение самолетов морской разведки Boeing P-8A Poseidon ВВС ФРГ на авиабазе Лоссимут на северо-востоке Шотландии для защиты Северной Атлантики (таблоид BILD пояснил, что их цель — выслеживать российские подводные лодки в Северной Атлантике).
- Сотрудничество в области разработки БПЛА. Стремление обеспечить их совместимость с будущими истребителями (в тесной координации с союзниками, включая Францию); совместное тестирование и разработка новых беспилотных авиасистем для ВМФ.
- Сотрудничество в области систем противовоздушной обороны с целью укрепить защиту европейского воздушного пространства от угрозы дальнобойных ракет.
- Дальнейшая поддержка Украины. Совместная работа над оснащением современными ракетами переданных Берлином Киеву многоцелевых вертолетов Sea-King, а в долгосрочной перспективе — изучение новых возможностей (усилия в области предоставления бронетехники и БПЛА).
- Новые переговорные форматы для укрепления сотрудничества (ежегодные совещания в различных составах на министерском уровне).
Зачем было заключено это соглашение
В совместной статье для Handelsblatt, опубликованной 23 октября, Писториус и Хили отметили, что в условиях растущей нестабильности и увеличения числа кризисов и конфликтов более тесное сотрудничество в Европе и внутри НАТО важнее, чем когда-либо. «Чтобы сдерживать наших противников, нам нужны совместные усилия и интегрированные силы. Поэтому Германия и Великобритания сегодня сближаются <…> Учитывая продолжающуюся агрессивную войну России против Украины и растущие глобальные угрозы, не стоит воспринимать нашу безопасность как саму собой разумеющуюся. Мы должны действовать, и мы должны действовать сообща», — заключили министры.
В сообщении Министерства обороны ФРГ отмечается, что это соглашение задает курс на более тесное сотрудничество, а также является проявлением «перегрузки» в отношениях Британии с Европой после Brexit. Кроме того, стороны подчеркивают, что их совместные проекты открыты для других союзников ЕС, в том числе для формата E3 («Евротройка») с Францией.
Альянс «Евротройка» (European3 или E3) появился на фоне совместных усилий Великобритании, Франции и Германии в 2003 году по предотвращению использования иранской ядерной программы в военных целях. В 2006 году к переговорам с Тегераном присоединились также КНР, Россия и США. Этот формат получил название «Группа 5+1», или «страны шестерки».
Как отмечает Politico, «Соглашение Тринити-хаус» завершает серию оборонных соглашений между тремя крупнейшими военными европейскими странами. Речь идет о соглашении об обороне и безопасности между Великобританией и Францией, подписанном в Ланкастер-хаусе в 2010-м, а также Ахенском договоре о сотрудничестве между Германией и Францией, подписанном в 2019-м.
«Соглашение является ключевым примером, как правительство [Великобритании] выполняет свою приверженность восстановить отношения с европейскими союзниками и укрепить национальную безопасность», — отмечается на сайте британского правительства.
По данным The Sunday Times, в Великобритании подписанный 23 октября документ рассматривают как первый шаг к широкомасштабному пакту о безопасности и обороне с Евросоюзом. В дальнейшем он может затронуть сферы обороны, обмена разведданными, энергетики и нелегальной миграции.
Лейбористы еще перед всеобщими выборами в Великобритании говорили о необходимости заключить большой британо-европейский пакт об обороне и безопасности. По словам главы Форин-офиса Дэвида Лэмми, этот амбициозный проект может начаться с переговоров, посвященных вопросам, которые представляют для Лондона и Брюсселя общий интерес, и некоей совместной декларации. Выступая на саммите НАТО в Вашингтоне, Стармер пояснил, что этот пакт не исключает сотрудничества в рамках НАТО: когда речь заходит об обороне, альянс у Лондона в приоритете, но соглашение с ЕС в этой области хорошо бы дополнило конструкцию.
В итоговом коммюнике Великобритании и Германии отмечено, что стороны способствуют формированию мирного и стабильного евроатлантического пространства. «В этом смысле наше соглашение станет ключевым элементом в более широкой архитектуре европейской безопасности. Оно направлено на поддержку наших партнеров по альянсу и усиление европейского вклада в НАТО», — говорится в документе.
Цель Германии, по мнению заместителя директора Института Европы РАН Владислава Белова, состоит в том, чтобы подготовиться к возможности прямого военного столкновения НАТО и России. «Писториус проводит так называемую политику по укреплению обороноспособности Германии по всем векторам. В частности, речь идет о размещении танковой бригады ФРГ в Литве, а также недавнем решении преобразовать ВМС Германии в Ростоке в многонациональный военно-морской штаб в Балтийском море», — отметил эксперт.
Ранее Германия и Норвегия предложили распределить защиту критической инфраструктуры в европейских морях, поделив зоны ответственности между странами НАТО на Балтийское и Северное моря, Атлантический океан, а также Средиземное и Черное моря. Норвегия берет на себя Северное море, Германия — Балтийское.
21 октября в Берлине объявили о преобразовании штаба Военно-морских сил Германии в Ростоке (город на территории бывшей ГДР) в Балтийское командное оперативно-тактическое соединение. Писториус связал эту меру с ростом напряженности в отношениях с Россией.
В ответ МИД России заявил протест послу Германии в Москве Александру Ламбсдорфу, отметив, что этот шаг является «продолжением курса на ползучую ревизию итогов Второй мировой войны и милитаризацию страны». В Москве считают, что создание штаба НАТО в Ростоке нарушает Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года («Договор 2+4»). Речь идет о положении п. 3 ст. 5, согласно которому Берлин обязан не допускать размещения и развертывания иностранных войск на территории бывшей ГДР.
Ламбсдорф отверг эти обвинения, отметив, что отдельные представители вооруженных сил других стран, направленные в Росток, находятся в подчинении командования бундесвера.
В конце сентября Писториус заявил о готовности Вооруженных сил Германии стать главной опорой сдерживания агрессии России в Европе. По его словам, ФРГ осознает свою ответственность как «центрального логистического узла в Европе, что гарантирует, что войска могут быстро перемещаться с Атлантики на восточный фланг в случае необходимости». Ранее министр обороны ФРГ также говорил, что бундесвер должен быть готов к войне с Россией к 2029 году. «Мы не должны думать, что Путин остановится у границ Украины», — заключил тогда Писториус.
Владимир Путин не раз утверждал, что у России нет ни экономического, ни политического, ни военного интереса воевать с НАТО. «Нет желания испортить с ними отношения. Мы заинтересованы в развитии отношений. <…> С кем у нас какие-то проблемы? Да ни с кем. Это они искусственно создают проблемы с нами, потому что не хотят такого конкурента в лице России иметь. Вот и все», — пояснял российский лидер.
Белов отмечает, что соглашение между Великобританией и Германией стоит воспринимать как договор в рамках НАТО, поскольку все инициативы на двустороннем уровне будут в любом случае согласовываться с руководством альянса. «Европейский вектор встроен в трансатлантический, поэтому для России это соглашение — в первую очередь риск усиления присутствия НАТО в Балтийском море в дополнение к угрозам от Финляндии и Швеции о перекрытии проливов», — пояснил эксперт.
Он отметил, что эта инициатива Берлина не противоречит позиции Шольца, который последовательно выступает против поставок Украине Taurus, а также подтверждает готовность к диалогу с Владимиром Путиным. «Несмотря на заявления федерального канцлера, пока Берлин ничего конкретного в рамках урегулирования конфликта на Украине предложить не может. Генеральная линия Берлина заключается в безусловной поддержке позиции Киева», — заключил Белов.