Туркменская компания El Darak попросила Эрмитаж о помощи в создании копии древнейшего в мире ворсового ковра. Специалисты хотят увидеть фото клеток и узелков Пазырыкского ковра, который хранится сейчас в Эрмитаже. Для воспроизведения ковра туркменским специалистам необходимы фотографии в высоком разрешении.
Совместно с Национальным музеем туркменского ковра фирма восстанавливает старинные технологии ковроткачества. Недавнее достижение — специалистам удалось восстановить процесс ферментации ковровых нитей.
В художественном оформлении Пазырыкского ковра — разнообразные мотивы и эффектная цветовая гамма, сочетающая ярко-жёлтый, голубой и красный цветов. Центральное поле занимает орнамент из крестообразных фигур в виде стилизованных бутонов лотоса. Эту композицию обрамляют два бордюра: один с изображением грифонов, а другой с пасущимися пятнистыми ланями. На самой широкой полосе представлены фигуры верховых и спешившихся всадников.
Пазырыкский ковёр — археологическая находка из кургана пазырыкской культуры в Республике Алтай. Размер ковра 2 на 1,8 метров и это старейший из ныне существующих ворсовых ковров. Ковёр был обнаружен в 1949 году экспедицией Института Археологии АН СССР под руководством Сергея Руденко, с участием Государственного Эрмитажа, при раскопках Пятого Пазырыкского кургана. Сейчас это произведение искусства является экспонатом Государственного Эрмитажа.
Пазырыкский ковер является одним из символов одноименной Пазырыкской культуры. Позднее в том же районе было обнаружено женское захоронение легендарной принцессы Укока. Женщина жила в IV-III веке до нашей эры и умерла в молодом возрасте. К тому же историческому периоду относится и ковер, хранящийся в Эрмитаже.
Фрагмент войлочного ковра пазырыкской культуры. Фото: Государственный Эрмитаж
В 2018 году алтайские Ассоциация народных художественных промыслов Республики Алтай «Алтайский войлок» при содействии Национального музея имени Анохина и Фонда президентских грантов представили реконструкцию другого ковра пазырыкской культуры — войлочного. Для создания копии алтайские художники под руководством Айсуры Тахановой также обращались в Эрмитаж, где детально изучали уникальные находки из пазырыкских курганов — ковры, чепраки, одежду из войлока, датируемые V-III веков до н.э., собирали материал по технике изготовления войлочных изделий, аппликаций, окраски шерсти растительными красителями.