Любопытная статья опубликована в журнале «Исторический вестник». Ее автор, Антон Глушич из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», изучил, как советское государство начало использовать спорт как орудие внешнеполитической работы.
Ученый отмечает, что точной датой возникновения спортивной дипломатии можно считать 22 июня 1921 года, когда был создан Красный спортивный Интернационал (КСИ) — руководящий орган всего «рабочего революционного» спорта.
Советский Союз довольно долго не признавал целый ряд государств. Спорт был выбран в качестве одного из инструментов для преодоления международной изоляции молодого государства.
Делать это предполагалось через неполитическое взаимодействие, а затем — через демонстрацию преимуществ социалистического образа жизни и формирование из спортивных обществ за рубежом ядра ячеек самообороны при коммунистических партиях.
«Стоит учитывать тот факт, что большая часть спортсменов высочайшего уровня, которых обычно отправляли представлять честь СССР в 1920-е гг., еще не были воспитанниками «пролетарской системы» физической культуры и соревновались за рубежом ранее как представители Российской империи, которая, разумеется, не требовала от них ничего, кроме непосредственно побед», — пишет Антон Глушич.
Спортсмены не стеснялись выступать на мероприятиях местных компартий, посещали и приемы в советских пол- и торгпредствах. Самой важной частью поездок было неформальное общение.
В качестве примера исследователь приводит отчет о поездке советских спортсменов в Германию в 1926 году. Их засыпали градом вопросов: «Как вы живете? Что вы зарабатываете и сколько времени работаете? Что вы едите, как вы спите? Не возвращают ли сейчас предприятия их бывшим владельцам?».
«И именно в рамках бесед рабочих с рабочими (в сочетании с яркими победами на спортплощадках) наиболее эффективно раскрывался потенциал поездки как инструмента спортивно-дипломатической работы», — отмечает Антон Глушич.
По данным исследователя, из 29 крупных выездов за рубеж в период 1923-1927 годов лишь в двух из них советские команды по суммарным показателям уступили хозяевам соревнований. Так, в 1926 году команда футболистов Донбасса вернулась домой с негативным балансом забитых и пропущенных мячей (18:16) после турне по Германии.
А год спустя советские лыжники оказались слабее финнов. В остальном налицо доминирование СССР. В результате имидж сильного советского спорта сформировался за рубежом уже в первое десятилетие существования нового государства.
«Необходимым аспектом было создание позитивного имиджа прошедшего выезда после возвращения команды, — пишет исследователь. — И важную роль здесь играли «живые» впечатления самих спортсменов, которые охотно делились мнением о степени сопротивления за рубежом, неизменно постулировали заметно более высокий уровень советского спорта».
Также они делились историями о преодолении трудностей, которые создавались властями западных стран на границе или в процессе пребывания в местах состязания. Но именно через такую практику оформлялся образ спортсмена, непобедимого не только на спортивной площадке, но и вне ее, готового открывать СССР миру через спорт, несмотря на все чинимые ему преграды.