Писатель-фантаст, сценарист, драматург, переводчик, востоковед, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии СССР (1982) Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года. Но абсолютно все читатели нашей страны знают его как Кира Булычева. Этот звучный псевдоним был скомпонован писателем из имени любимой жены — художницы и книжного иллюстратора Киры Алексеевны Сошинской — и девичьей фамилии его матери. Изначально это был «Кирилл Булычев». Иногда встречалось даже сочетание «Кирилл Всеволодович Булычев». Но затем на обложках книг стали писать сокращенно — «Кир.». А потом «ушла» и точка.
Писатель Кир Булычев — историк Игорь Всеволодович Можейко.
Свое настоящее имя писателю удавалась хранить в тайне вплоть до 1982 года. Он опасался, что руководство Института востоковедения, где он работал, посчитает фантастику несерьезным занятием. Игорь Всеволодович вспоминал: «Я представил себе, что приду в институт… и мне скажут: «Вот вы, товарищ Можейко, на овощную базу не пришли, к товарищу Ивановой не по-товарищески отнеслись, опоздали на собрание… и еще пишете фантастику!» Когда я представил себе это «И еще пишете!» — мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом». Псевдоним был раскрыт при вручении Государственной премии за сценарий к полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты» и художественному фильму «Через тернии к звездам». Опасения Игоря Всеволодовича оказались напрасными. Ведь он заслужил всеобщее признание и в научной среде. К тому времени Можейко было написано множество научных работ и научно-популярных книг…
Игорь Можейко родился в роддоме имени Грауэрмана. В своей беллетризованной автобиографии «Как стать фантастом» он писал об этом так: «В то время все достойные граждане Москвы рождались в роддоме имени Грауэрмана на Арбатской площади». Семья будущего ученого и писателя жила тогда на Чистых прудах, затем — в переулке Сивцев Вражек. Удивительно для писателя-фантаста, но действие многих его фантастических произведений происходит в Москве, как раз на Сивцевом Вражке. А на Гоголевском бульваре Кир Булычев расположил зоопарк для инопланетных животных — «Космозоо», описанный в цикле его повестей про Алису.
Уже в школьные годы Игорь Можейко начал заниматься литературным творчеством: вместе с друзьями выпускал рукописный журнал. Они даже организовали творческую группу «КтоВоЧтоГоразд» — сокращенно «Ковчег».
После окончания школы Игорь Всеволодович, по комсомольской разнарядке, поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза (сегодня Московский государственный лингвистический университет), где продолжил свою литературную деятельность: Можейко активно принимал участие в создании институтских стенгазет, писал стихи. Закончил учебу он в 1957 году. Два года проработал переводчиком и корреспондентом АПН (Агентстве печати «Новости») в Бирме — государстве в Юго-Восточной Азии сегодня известным как Мьянма.
В 1959 году будущий писатель-фантаст вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». С 1963 года работал в Институте востоковедения, специализировался на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», а в 1981 году — докторскую по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе Можейко был известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.
Его дебютом в художественной литературе стал написанный в 1961 году рассказ «Маунг Джо будет жить». Первым рассказом Можейко в жанре фантастики стал «Долг гостеприимства» (1965), подписанный псевдонимом Маун Сейн Джи. Этим именем писатель в будущем пользовался не раз. Но абсолютное большинство его фантастических работ публиковались под псевдонимом «Кир Булычев». Первым таким произведением стал вышедший в 1965-м в альманахе «Мир приключений» цикл миниатюр «Девочка, с которой ничего не случится», навеянный общением писателя со своей маленькой дочерью.
Кир Булычев — один из самых популярных отечественных фантастов. Им были написаны более сотни художественных произведений, по которым сняли более двух десятков фильмов (сценарии к ним, кстати, писатель тоже создавал сам). Но до сих пор самым известным и любимым уже многими поколениями юных читателей остается цикл произведений о приключениях очаровательной девочки из будущего — Алисы Селезневой. Имя героини — не придуманное. Это имя носит единственная дочь писателя, а фамилию Селезнева писатель «позаимствовал» у тещи.
Алиса Селезнева стала главным действующим лицом огромного числа романов, повестей и рассказов писателя. Наиболее известные из них: «Путешествие Алисы» (1974), «День рождения Алисы» (1974), «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Заповедник сказок» (1985).
По повести «Сто лет тому вперед» в 1984 году режиссером Павлом Арсеновым был снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего», в котором Алису Селезневу сыграла юная Наталия Гусева (Мурашкевич). Кинокартина имела колоссальный успех. «Гостья из будущего», по праву, считается одним из самых популярных советских детских фильмов середины 1980-х.
В 2024 году на экраны вышел фильм «Сто лет тому вперед». Сценарий фильма написан по одноименной повести Кира Булычева, но уже без участия писателя. Прокат фильма был успешным, и, возможно, кинематографисты еще не раз обратятся к творчеству Булычева.
Кир Булычев, порой, признавался, что ему больше уже не хотелось бы писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора, и Алиса Селезнева стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс у Конан Дойля. Поэтому писатель все равно периодически возвращался к ней. Незадолго до смерти была закончена его последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия».
Мало кто знает, что писатель Кир Булычев был и поэтом. Иногда — по необходимости — когда в экранизации нужно было озвучить эпизод — так появилась «Песенка шофера» в мультипликационном фильме «Два билета в Индию» по сценарию Булычева. Среди его стихов немало шуточных, пародийных и подражаний великим авторам разных эпох. Но безусловно талантливых, и те, кто их слышал вряд-ли задумывались, что автор слов — тот самый Кир Булычев и одновременно серьезный ученый, доктор исторических наук Игорь Можейко.
<rg-embed data-id="371266" code="»>
Но думать, что Кир Булычев писал только об Алисе — заблуждение. В его библиографии множество совершенно разноплановых произведений. Например, цикл о вымышленном городе Великий Гусляр, о космическом враче Владиславе Павлыше, прототипом для которого послужил врач с судна «Сегежа», с которым писатель совершил плавание по Северному Ледовитому океану. Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват, серия из трех книг под общим названием «Театр теней», в которых описываются приключения героев в параллельном, «теневом» мире, существующем бок о бок с нашим. В жанре альтернативной истории Булычевым был написан Цикл романов и повестей «Река Хронос» написан в жанрах альтернативной истории, криптоистории и детектива. Также известно множество его внецикловых повестей и рассказов. Помимо этого, Игорь Можейко написал несколько пьес, книгу о фалеристике, а также переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.
Кир Булычев был членом Творческих советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если», лауреатом премии в области фантастики «Аэлита» (1997), кавалером «Ордена рыцарей фантастики» (2002) и просто плодовитым и востребованным писателем, произведения которого продолжают экранизировать. В чем же секрет его успеха у читателя? Кир Булычев принес в фантастику человечность, сделал это направление в литературе более гуманитарным. Недаром один из его сборников рассказов так и назывался — «Люди как люди» (1975).
Игоря Всеволодовича Можейко не стало 5 сентября 2003 года. Писатель похоронен в Москве, на Миусском кладбище.