Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

В Русском музее открывается выставка «Великий Карл» — к 225-летию Брюллова

By Admin Окт17,2024

Три сотни работ разместили в стенах Михайловского дворца. Обычно временные выставки Русский музей проводит в Корпусе Бенуа — но не в этот раз. Самый масштабный экспонат — громадный фрагмент плафона «Богоматерь во славе в окружении святых» из Исаакиевского собора размером примерно 12 на 12 метров. Чтобы зрители смогли рассмотреть его в деталях, холст установили на специальном подрамнике под наклоном, а для зрителей соорудили приподнятую над уровнем пола смотровую площадку. В этом же зале — уникальные авторские подготовительные материалы к другим росписям храма.

Все работы, представленные на выставке, — шедевры первого уровня, подчеркнула директор Русского музея Алла Манилова. Экспозиция сформирована в хронологическом порядке, но два брюлловских полотна удостоены специальных мест.

«Христос во гробе» выставляется в России впервые за последние 100 лет. Картина словно светится — при написании использован прием «прозрачности»

Это, разумеется, «Последний день Помпеи», которое специально к юбилею автора было отреставрировано. Архитектура выставочного зала выстроена таким образом, чтобы зритель, подходя к нему, не видел других работ по сторонам. Свежеть красок и проработка деталей, которые мы снова видим такими, какими их создал мастер, — поразительна. За время бытования картины они частично скрылись под слоем грязи и дополнительными слоями лака. Теперь реставраторы очистили картину — и она буквально сияет недобрым багровым светом: Помпеи гибнут.

Светится и еще одно полотно Брюллова — «Христос во гробе». Эта работа выставляется в России впервые за последние сто лет. Она была написана для домашней церкви графа Николая Адлерберга, причем Брюллов сам поместил ее под толстенное стекло в металлической раме, в которой она сейчас и экспонируется — в отдельном небольшом зале.

Использованный художником прием транспарентности — прозрачности — предполагал, что картина должна подсвечиваться с изнанки, как бы излучая божественный свет.

Выйдя в отставку после смерти Александра II, Адлерберг забрал ее с собой в Германию. В 2003 году полотно купил коллекционер Александр Певзнер и привез в Россию.

Как рассказал заместитель генерального директора по научной работе Григорий Голдовский, Певзнер вел с музеем переговоры о продаже «Христа во гробе», и стороны даже пришли к соглашению. Однако затем выяснилось, что картина ввезена в РФ с нарушениями, она была конфискована, и оспорить это решение коллекционер не смог, дойдя до самого Конституционного суда РФ. Сейчас «Христос во гробе» включен в государственный музейный фонд РФ.

Выставка «Великий Карл» сформирована на основе собрания Русского музея, где хранится самая крупная часть его творческого наследия. Но ее помогали создавать другие музеи.

Прежде всего Третьяковская галерея, но также музеи Нижнего Новгорода, Твери, Национальный музей Республики Беларусь, предоставили произведения из своих собраний и частные коллекционеры.

Так, картина «Дети Витгенштейна с няней-итальянкой, купающиеся в лесном водоеме» — новый обретенный шедевр художника. Григорий Голдовский видел ее в начале 2010-х годов в частной коллекции в Германии и в состоянии, угрожающем сохранности, но тогда владелец отказался продавать шедевр музею. Сегодня она отреставрирована и в новейшей истории России выставляется впервые, поскольку принадлежит московскому коллекционеру.

— Сейчас объявилось еще одно произведение Брюллова, считавшееся исчезнувшим, — это портрет семейства Моретти, оно находится в Милане, — рассказал Григорий Голдовский. — Но вот его пока не удалось получить. Даст Бог, к 250-летнему юбилею и это произведение окажется в России, как и все наследие Великого Карла.

Выставка «Великий Карл» начнет свою работу 18 октября и продлится до 12 мая 2025 года. Входной билет — от 450 до 900 рублей.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *