Для начала реализации проекта по строительству моста на Сахалин «важно зайти хотя бы в первую фазу проектирования — обоснование инвестиций», заявил в интервью телеканалу РБК губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Речь идет проекте строительства моста между материковой частью России и Сахалином — его появление власти обсуждают уже более 10 лет. В апреле 2024 года президент Владимир Путин на встрече с Лимаренко вновь напомнил о важности появления переправы. «Сама по себе тема важная, я согласен. Нужно связать мостовым переходом Сахалин с материком. И развитие пойдет там другими темпами, уверен абсолютно. Давайте вернемся к этой теме, посмотрим», — сказал тогда глава государства.
Лимаренко в ходе беседы с РБК вспомнил вопрос президента с этой весенней встречи — о стоимости проекта: «Я сказал, что тогда, когда делали предпроектные исследования, это было порядка 600-700 млрд руб. (в апреле он говорил про оценку стройки так: «300 млрд руб., и примерно столько же будет стоить строительство подходов к [мосту]. — РБК), сейчас оценки 800-900 [млрд руб.], потому что время идет и что-то меняется. Настоящая оценка будет тогда, когда будет проект».
При этом он не исключает, что стоимость проекта будет увеличиваться и дальше: «Стоимость будет расти, если будет двигаться время вперед. Вы же знаете, как определяется стоимость: проектируется, определяется стоимость, и говорится, что стоимость такая-то с учетом таких-то лет. Все. Значит, можно почитать концессионное соглашение на строительство моста — это не исключается вариант такой. Там будет включена ставка кредитная и время. И стоимость будет, соответственно, уже увеличена на эти параметры. То есть не бывает цифры, твердой, как камень, и не меняющейся. Это в экономике по-другому так не бывает».
В реализации проекта Лимаренко не сомневается. Губернатор подчеркивает, что «во-первых, принято политическое решение, и, во-вторых, развивается промышленность, и поэтому мост абсолютно логичен»: «Был разговор о том, что мост будет тогда, когда будет экономическое обоснование. В принципе, сейчас уже просматривается экономическое обоснование».
Потенциальных подрядчиков на строительство пока, по словам Лимаренко, нет, определяться исполнитель будет через конкурсную процедуру, переговоры ни с кем не велись: «Россия — это развитая страна, где есть много компаний, которые могут решить такую задачу. Во всяком случае, есть, из кого выбрать».
Публично о готовности построить переход в 2018 году — «если будет поставлена такая задача» — заявлял Аркадий Ротенберг, структуры которого занимались строительством Крымского моста. «Вот и отлично», — отреагировал на это губернатор в эфире и добавил, что переговоры со структурами миллиардера пока не велись. «Но, если есть уже желающие, это просто здорово. Значит, верят в эту победу», — он.
Сколько и кем обсуждается строительство моста
При обсуждении в начале 2000-х годов проект перехода на Сахалин предполагал строительство новой железной дороги (приблизительно 580 км) со стороны Транссиба, железнодорожного и автомобильного моста через Татарский пролив (7,5 км), а также модернизацию железнодорожной сети Сахалина (около 870 км). В 2002 году правительственная экспертиза показала, что с технической точки зрения проект реализуем, а его стоимость оценивалась в $4,5 млрд, однако мост построен не был.
Вновь вопрос о транспортном переходе на Сахалин был поднят на первом Восточном экономическом форуме в сентябре 2015 года, когда только вступивший в должность глава РЖД Олег Белозеров говорил, что «это очень реальный проект в недалеком будущем».
В июле 2018 года президент Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос о строительстве моста, который связал бы остров Сахалин с материком, а в сентябре того же года он также поручил подсчитать, достаточно ли будет грузов, чтобы стройка моста оказалась окупаема. В октябре 2019- Белозеров говорил, что мост на Сахалин (железнодорожная линия Селихин — Ныш с переходом пролива Невельского) может быть построен до конца 2035 года, а технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в течение «трех недель — месяца». В 2020-ом специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что с экономической точки зрения мост на Сахалин не нужен. «С точки зрения психологии мост нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики — нет. Для этого моста нет грузов», — сказал тогда Иванов.