По итогам III квартала 2024 года стоимость строительства складской недвижимости в Центральном федеральном округе выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла рекордного показателя с 2010 года. Об этом “Стройгазете” сообщили в компании NF Group.
Основными причинами роста стали удорожание строительных материалов и возросшие расходы на инженерные сети. За год стоимость материалов выросла в среднем на 9%, наибольший рост зафиксирован в таких категориях, как сэндвич-панели и арматура (по 16%), воздуховоды (15%) и строительный песок (14%). Цены на асфальт, остекление, цемент и мягкую кровлю выросли в пределах 5–10%, а незначительные изменения отмечены в стоимости бетона (+2%) и кирпича (-1%). Затраты на инженерные сети, закладываемые при строительстве складских объектов, увеличились в среднем на 18%, с наибольшим ростом в категориях локальных очистных сооружений, водозаборных узлов и докового оборудования (+20% за год).
Стоимость строительства сухого складского комплекса класса А достигла 63 400 руб./кв. м (без НДС) в третьем квартале 2024 года, что является максимальным значением с декабря 2020 года. Основной причиной роста стало подорожание строительных материалов и возросшие расходы на инженерные сети. В среднем, за год стоимость строительных материалов увеличилась на 9%, наиболее заметный прирост был зафиксирован в таких категориях, как сэндвич-панели и арматура (по 16%), воздуховоды (15%) и строительный песок (14%). Также рост был отмечен в таких позициях, как асфальт, остекление и цемент (в пределах 5–10%).
Незначительное увеличение произошло в категории бетона (+2%), в то время как стоимость кирпича снизилась на 1%. Затраты на инженерные сети также значительно возросли, продемонстрировав средний рост в 18% за год. Наибольший прирост зафиксирован в таких категориях, как локальные очистные сооружения, водозаборные узлы и доковое оборудование, которые подорожали на 20%. В других категориях инженерных сетей, таких как котельные, системы пожаротушения и сигнализации, увеличение составило 17%.
Также увеличилась стоимость строительства холодильных и мультитемпературных складских комплексов. Цена возведения холодильного склада класса A с температурным режимом +5°C достигла 86 700 руб./кв. м, а мультитемпературного, где 50% площади предназначено для сухого хранения, 25% – для зон с температурой +5°C и 25% – с температурой -15°C, составила 95 400 руб./кв. м. Значительная доля затрат в таких проектах также приходится на инженерные системы и оборудование для поддержания температурного режима, которые составляют до 17% от общей стоимости строительства. Стоимость материалов составляет 67% в общей стоимости реализации проекта строительства холодильных и мультитемпературных комплексов, остальные 33% приходятся на стоимость работ.
Стоимость строительства комплекса класса light industrial на конец III квартала 2024 года составила 67 400 руб./кв. м без НДС. Затраты на работы в данном сегменте сопоставимы с показателями строительства складских комплексов, однако стоимость материалов выше на 8%. Затраты на внутреннюю отделку на 62% выше, чем в складском комплексе (при пересчёте на квадратный метр и сравнении одинаковых площадей).
На конец III квартала 2024 года стоимость строительства комплекса формата light industrial составила 67 400 руб./кв. м без НДС. Затраты на строительные работы в этом сегменте сопоставимы с затратами на строительство складских комплексов, однако стоимость материалов выше на 8%. При этом расходы на внутреннюю отделку в light industrial на 62% превышают аналогичный показатель в складских комплексах (в пересчёте на квадратный метр и при равных площадях).
Константин Фомиченко, партнер NF Group: «Несмотря на рост себестоимости строительства, складской сегмент продолжает оставаться перспективным и привлекательным для инвесторов. За девять месяцев 2024 года в этот сегмент уже вложено 120–130 млрд рублей, а по итогам года будет инвестировано 150–160 млрд рублей, что станет новым историческим максимумом. Такой рост свидетельствует о высоком интересе к складской недвижимости, особенно на фоне роста электронной коммерции и потребности в современной логистической инфраструктуре».