Режиссеры немого кино обожали снимать фильмы по произведениям Лермонтова, его стали экранизировать одним из первых в Российской империи. А в 1911 году к Лермонтову обратился итальянский режиссер Джованни Витротти, экранизировавший «Демона» (Il Demone) по одноименному произведению русского поэта. Главную роль сыграл Михаил Тамаров.
В переломные моменты отечественной истории (война — оттепель — застой — перестройка — начало XXI века) режиссеры обращались к судьбе Лермонтова и его произведениям, стремясь найти ответ на злободневные современные вопросы. «Зачем мне (в стихах) нужно все многословие Ницше и Гамсуна… За сто лет до них с недосягаемой для них краткостью, художественностью и силой мысли — все это сказал на чистейшем русском языке наш бедный юный Миша Лермонтов! Как вы можете этого не знать? Стыдитесь! Читайте!!!» — говорил о Лермонтове Андрей Тарковский.
И после каждой новой экранизации произведений Лермонтова или фильма о поэте сотни тысяч читателей впервые открывали для себя его произведения.
По экранизациям произведений Лермонтова мы можем судить о внутреннем мире россиян того периода времени, когда были сняты эти фильмы. Именно в этом заключается их непреходящая ценность не только для истории отечественного кинематографа, но и для истории повседневной жизни наших соотечественников.
«Песнь про купца Калашникова»
Выход на экраны: 1908
Режиссер: Василий Гончаров
Штрих: немой короткометражный фильм по мотивам одноименного произведения, считается одним из первых художественных фильмов в истории российского кинематографа. Фильм не сохранился.
«Вадим»
Выход на экраны: 1910
Режиссер: Петр Чардынин
Штрих: немой фильм снят по мотивам незавершенного романа, демонстрировался также под названием «Повесть из времен Пугачева». Считается одной из первых экранизаций произведений Лермонтова.
«Маскарад»
Выход на экраны: 1941
Режиссер: Сергей Герасимов
Штрих: полнометражный черно-белый фильм был снят в рекордно короткие сроки, за три с половиной месяца, к 100-летию со дня гибели поэта.
«Лермонтов»
Выход на экраны: 1943
Режиссер: Альберт Гендельштейн
Штрих: сценарий был написан Константином Паустовским и пунктирно затрагивал основные этапы жизни поэта. Фильм снимали в эвакуации на Сталинабадской киностудии, не был одобрен цензурой, и Гендельштейн игровое кино больше не снимал.
«Княжна Мери»
Выход на экраны: 1955
Режиссер: Исидор Анненский
Штрих: экранизация одноименной главы романа «Герой нашего времени», кинокритики считали фильм неудачным. Людмила Погожева писала: «Душа её (повести) исчезла, мысль её — глубокая и грустная — оказалась искажённой».
«Герой нашего времени»
Выход на экраны: 1967
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Штрих: дилогия («Бэла», «Максим Максимыч. Тамань») считается классикой кинематографа, Режиссер максимально точно воспроизвел дух и атмосферу романа.
«Страницы журнала Печорина»
Выход на экраны: 1975
Режиссер: Анатолий Эфрос
Штрих: экранизация повести «Княжна Мери» с Олегом Далем и Андреем Мироновым в главных ролях. Экранизация считается эталонной, несмотря на ограниченные средства и полное отсутствие видов Кавказа, которым Лермонтов посвятил множество пейзажных зарисовок в повести.
«Лермонтов»
Выход на экраны: 1986
Режиссер: Николай Бурляев
Штрих: режиссерский дебют актера Николая Бурляева, в фильме использована живопись Михаила Лермонтова, звучат отрывки многих его произведений.
«Ашик-Кериб»
Выход на экраны: 1988
Режиссер: Давид Абашидзе, Сергей Параджанов
Штрих: фильм не выпускали в широкий прокат, пока его не включили в конкурсные программы международных фестивалей в Голландии, Западной Германии и Венеции. Только после участия в них было выдано прокатное удостоверение.
«Герой нашего времени»
Выход на экраны: 2006
Режиссер: Александр Котт
Штрих: восьмисерийный фильм охватывает все главы одноименного романа. Сериал снимали в Пятигорске (основной съемочной площадкой стал домик-музей Лермонтова) и окрестностях Кисловодска. Кинокритики хвалят фильм за натуралистичность пейзажей и игру Игоря Петренко.
«Лермонтов»
Выход на экраны: 2014
Режиссер: Максим Беспалый
Штрих: реконструкция биографии великого поэта, приуроченная к 200-летию со дня его рождения. В фильме стирается грань между реальностью и вымыслом, события из жизни Лермонтова тесно переплетаются с сюжетами его произведений.