© luckybusiness / Фотобанк 123RF.com |
Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, п. 6.1 ст. 28 и ст. 149 Закона о банкротстве, на основании которых при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), решается вопрос о дате, с которой начинается течение предусмотренного законом 10-дневного срока для исполнения им обязанности включить в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о завершении процедуры конкурсного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 октября 2024 г. № 44-П).
Поводом для проверки этих норм послужила жалоба арбитражного управляющего. Ранее суды констатировали наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, выразившегося в несвоевременном размещении в ЕФРСБ отчета о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный управляющий отсчитывал установленный 10-дневный срок с момента исключения должника из ЕГРЮЛ, тогда как правоприменители вели отсчет с даты, когда было вынесено определение суда о завершении конкурсного производства. Полагая, что оспариваемые нормы содержат неопределенность в дате, с которой следует исчислять указанный срок, арбитражный управляющий обратился в КС РФ.
Конституционный Суд РФ, изучив материалы дела, признал оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции РФ. Он указал следующее.
Пункт 4 ст. 149 Закона о банкротстве прямо предусматривает, что конкурсное производство, применявшееся в деле о банкротстве должника – юрлица, считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.
Автономное восприятие этой правовой нормы фактически означает необходимость исчисления установленного 10-дневного срока для размещения арбитражным управляющим сведений о результатах конкурсного производства именно с этой даты. Такой подход достаточно распространен в практике арбитражных судов. Однако он не является единственным или доминирующим.
Если руководствоваться целями введения соответствующей обязанности арбитражного управляющего (своевременное и регулярное обеспечение как лиц, участвующих в деле о банкротстве, так и третьих лиц достоверной информацией о движении дела о банкротстве), и опираться на совокупный смысл пунктов 6.1 и 6.5 статьи 28 и статьи 149 Закона о банкротстве, допустимо и иное прочтение, согласно которому сведения о результатах процедуры конкурсного производства должны быть опубликованы в ЕФРСБ в течение 10 дней с момента принятия арбитражным судом подлежащего немедленному исполнению определения о завершении конкурсного производства. Это находит отражение, помимо дела заявителя, во многих судебных актах.
Не наблюдается единства мнений относительно сроков исполнения арбитражным управляющим соответствующей обязанности и в правовых позициях полномочных представителей государственных органов.
Взаимоисключающее истолкование правовых норм в процессе применения действующего законодательства само по себе не может служить бесспорным аргументом их конституционной дефектности. Но если в судебной практике допускается противоположная правоприменительная интерпретация тех или иных законоположений, неустранимая средствами толкования и тем самым порождающая фактическую легализацию ее различных вариантов, особенно когда каждый из них не лишен конституционного обоснования, укладывающегося в пределы законодательного усмотрения, и, более того, находит официальную поддержку у госорганов, принявших и подписавших содержащие такие положения законы, такие нормы не могут быть признаны отвечающими конституционным критериям определенности правового регулирования.
Это касается и оспариваемых законоположений. Неопределенность их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования допускает произвольное увязывание даты, с которой должен исчисляться срок, предусмотренный для исполнения арбитражным управляющим обязанности по включению в ЕФРСБ в качестве сведений сообщения о завершении процедуры конкурсного производства, либо с внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника, либо с принятием арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
Законодателю надлежит внести в правовое регулирование изменения, направленные на устранение неопределенности в данном вопросе.
На период до внесения в правовое регулирование изменений, КС РФ определил временный порядок его решения:
- если определение о завершении конкурсного производства принято арбитражным судом до официального опубликования данного Постановления, арбитражный управляющий может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, если он не исполнил обязанность по включению в ЕФРСБ отчета о завершении конкурсного производства не позднее 10 дней с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ;
- если определение о завершении конкурсного производства принято арбитражным судом после официального опубликования данного Постановления КС РФ, соответствующая обязанность арбитражного управляющего должна быть исполнена им не позднее 10 дней с даты принятия такого определения, а ее неисполнение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.