Корней Даткович, в чем особенности этого года?
Корней Биждов: Этот год «собрал» практически полную коллекцию опасных для агробизнеса природных явлений. К началу октября режим ЧС в связи с потерями в АПК объявлялся 29 раз в 26 регионах. Можно выделить пять основных погодных событий макроуровня, которые нанесли ущерб сельскому хозяйству. Во-первых, это возвратные майские заморозки, которые охватили 21 регион и вызвали объявление режима ЧС в 11 регионах Центрального Черноземья, Юга России и Поволжья. Негативный эффект усилился из-за того, что в апреле в этих регионах температуры были аномально высокими, в результате и сады, и озимые культуры начали активно развиваться раньше срока, утратив весеннюю устойчивость к холоду.
На Юге, в частности в Ростовской области, заморозки перешли в засуху. К середине лета обильные осадки вызвали паводок и подтопление полей в Приморском крае. Но если для Дальнего Востока этот риск не редкость, то изобилие летних ливней в Западной Сибири и Поволжье — аномальное явление, которое вызвало объявление режима ЧС в 10 регионах. Урожай оказался неплохим, но аграрии из-за погоды не успели убрать зерно, которое начало прорастать в колосе и гнить на полях. При этом в Центральной России и на Юге, наоборот, не хватало осадков для нормального развития озимых всходов — в связи с этим режим ЧС объявили Воронежская, Орловская области и Ингушетия.
За исключением Ингушетии и пока не вступившей в систему агрострахования с господдержкой ЛНР, во всех регионах с ЧС имелись застрахованные площади. Конечно, не все они пострадали. Однако выплаты по страхованию урожая к середине сентября превысили 2,3 миллиарда рублей. По страхованию урожая с господдержкой страховое возмещение получили хозяйства в 19 регионах. Рост по отношению к ситуации годом ранее — двукратный. Мы ожидаем, что к концу года суммы выплат еще вырастут.
Важный момент: примерно половина выплаченной аграриям на текущий момент суммы — почти 1,3 миллиарда рублей, приходится на возмещение по программе страхования на случай ЧС. Эта программа доступна аграриям в системе агрострахования с господдержкой третий год, и в уходящем сезоне мы впервые апробировали ее применение в условиях масштабной и территориально распределенной ЧС, охватившей целый ряд регионов. То, как агростраховщики осуществляли выплаты при майских заморозках, уже в начале июня было доложено министром сельского хозяйства России Оксаной Лут президенту России Владимиру Путину — и для нас это очень значимый результат.
Как быстро возмещали аграриям убытки по программе ЧС?
Корней Биждов: Аграрии, имевшие полисы страхования на случай ЧС, получили страховые выплаты за списанные посевы в течение месяца — первая выплата была совершена 21 мая, к концу июня уже было перечислено страховщиками НСА 1,1 миллиарда рублей. Напомню: до сих пор не существовало подобных механизмов оперативной поддержки сельхозпроизводства при ЧС. Максимальная выплата на одно хозяйство по программе ЧС по заморозкам составила 98 миллионов рублей — ее получило сельхозпредприятие в Белгородской области. Были выплаты и на 80, 57 миллионов рублей. По программе ЧС действует принцип: выплата начисляется на каждый гектар погибшей площади, возмещение — в пределах прямых затрат на возделывание.
Этот год доказал, что погода наносит серьезный ущерб агробизнесу без страховой защиты
Урегулирование застрахованных убытков от заморозков еще не завершено, сейчас ожидаем выплат по «мультирисковой» программе страхования, когда хозяйства официально подведут итоги сезона.
Возникали ли организационные проблемы при оперативном урегулировании застрахованных убытков от заморозков?
Корней Биждов: Да, они решались в прямой координации с Минсельхозом России, НСА, с агростраховщиками, минсельхозами регионов, аграриями. При страховании по программе защиты от ЧС первичную оценку ущерба проводят муниципальные комиссии по оценке ЧС, затем ее подтверждают агростраховщики — как правило, для этого применяется спутниковый мониторинг. Для большинства регионов опыт непосредственного взаимодействия с системой агрострахования был принципиально новым. Стоит особо отметить налаженную работу и эффективно организованное страхование в Волгоградской области, где аграрии получили за ущерб от заморозков 611 миллионов рублей, Тамбовской области, где выплаты составили 181 миллион рублей, Белгородской — 127 миллионов рублей.
Как развивается спрос на страхование в растениеводстве?
Корней Биждов: В текущем году продолжился активный рост спроса на программу страховой защиты на случай ЧС — за первые восемь месяцев застрахованная по ней площадь сева достигла 4,7 миллиона гектаров в 53 регионах, что на 83 процента больше, чем на ту же дату годом ранее. По программе «мультирискового» страхования застраховано 4,8 миллиона гектаров в 71 регионе, прирост 16 процентов. Таким образом, в целом с начала года в России застраховано 9,5 миллиона гектаров. Прошлой осенью также аграрии застраховали озимые на площади 6,2 миллиона гектаров, итого под урожай 2024 года в стране было застраховано более 15 миллионов гектаров.
Задачи развития сейчас можно свести к нескольким направлениям. Первое — предстоит максимально учесть опыт, приобретаемый при «полевой обкатке» программы страхования ЧС, распространить его в регионах, улучшить и упростить процедуры. Вторая задача — повышение эффективности программы «мультирискового» страхования, которая защищает агрария вне зависимости от объявления ЧС. Такая возможность должна быть у хозяйств. Например, в этом году были крупные выплаты и в регионах, где не объявлялся режим ЧС, только в Краснодарском крае выплачено 333 миллиона рублей. Третье направление развития — страхование садов, необходимость которого еще раз подтвердили заморозки. Наконец, в этом году НСА разработал и представил в минсельхоз еще одну программу для защиты урожая — индексного страхования.
Главное, к чему мы должны прийти, — это внедрение принципа стратегического планирования при управлении природными рисками АПК на всех уровнях. Этот год еще раз продемонстрировал, что погода может нанести очень серьезный ущерб агробизнесу, не имеющему качественной страховой защиты.