Я давно покупаю сливочное масло одной и той же марки. За полгода цена пачки (180 г) выросла со 150 рублей до 200. То есть плюс 50 рублей от весенней цифры, или 33%.
Заглянул в данные Росстата – там рост стоимости масла лишь 14% – в 2 с лишним раза ниже, чем получилось у меня. Я беру какое-то не то масло или в чём фокус? Сел разбираться…
В среднем по больнице
Начнём с общих цифр, отражающих динамику изменения цен в стране. Росстат отслеживает стоимость 775 тыс. товаров и услуг в городах и сёлах по всей России, на еженедельной основе фиксируется корректировка цен в 80 тыс. магазинах и организациях сферы услуг. Часть продуктов в отдельно взятый период может подешеветь, другая часть подорожать, поэтому сводный, усреднённый индекс потребительских цен будет всегда отставать, скажем за год, от лидеров подорожания. Но если сезонному снижению стоимости тех же овощей мы порадуемся в момент покупки и забудем, то дорогие яйца и сливочное масло застревают в памяти надолго. Отчасти в этом и кроется объяснение ощущения, что официальная статистика привирает и расходится с реальностью.
Теперь конкретно о масле. В своих замерах Росстат изучает цены на масло разной жирности, разных производителей, фасованное (причём в разных упаковках) и развесное. Затем весь массив информации также сводится в усреднённый показатель «масло сливочное, 1 кг», он и становится официальным. «Статистики не оценивают изменения веса единицы товара, состава, упаковки и так далее», – уточняет кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская.
Другое дело, что и Росстат свои цифры считает не для нас, а для государства, чтобы можно было управлять теми или иными процессами.
Молочные реки немного усохли
Впрочем, всё это не объясняет моих увеличившихся трат на конкретную пачку. Так что же вызвало подорожание? «На цену товара в первую очередь влияют расходы производителя», – говорит Лебединская. Эти и расходы на топливо, упаковку, выплату заработной платы сотрудникам (см. инфографику). Но главное, указывают эксперты, – 61% суммы, с которой я расстался в магазине, – это стоимость молока, необходимого для производства масла. Молоко за год прибавило в цене 14,6%.
Но есть и другая молочная проблема. Производство в России в первом полугодии 2024 года выросло на 2,5%, а продажи – на 8,9% (по оценкам Nielsen). Намечающийся дефицит молока по законам рынка также увеличивает стоимость молочных продуктов.
Ещё одно наблюдение: за полгода производство сыров в России увеличилось на 8,4%, творога – почти на 6%, а вот сливочного масла сделали на 2,5% меньше (очевидно, из-за некоторой нехватки сырья), притом что спрос на него не падал. Это тоже могло разогнать рост цен. Могли ли все эти факторы в совокупности отразиться на подорожании упаковки масла, которое я покупаю, на треть? Сомнения есть не только у меня, но и у ФАС, направившей запросы крупнейшим производителям. Ведомство пообещало изучить цены и при выявлении их необоснованного завышения принять меры.
Что считается настоящим сливочным маслом
В соответствии с ГОСТом у нас может продаваться масло с тремя видами жирности – 72,5%, 80% и 82,5%. «Жирность – базовая характеристика, от неё зависят вкусовые качества, – поясняет профессор кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при правительстве РФ Ирина Алексеева. – Чем выше жирность масла, тем нежнее его вкус и мягче структура, а цена выше, так как для его производства необходимо больше молока. При этом нельзя сказать, какое масло лучше – более или менее жирное. Например, масло жирностью 82,5% идеально подходит для выпечки круассанов, кондитерских кремов, жирностью 80% – для масляных кремов, а 72,5% – для остальных видов выпечки».
В составе масла могут быть только молочные продукты. Есть растительные ингредиенты? Это уже спред или маргарин. Увы, и фальсификат, некачественная продукция на рынке есть, подтвержают проведённые экспертизы. И, скорее всего, если вы купите упаковку весом 200 граммов за 120 рублей, то с настоящим сливочным маслом её ничего, кроме названия, связывать не будет.
<!—Расположение: —>