Кукишей в кармане столько, а накал праведности таков, что снизить их может разве что самоирония – кому стерилизованный корм, кому – для кастрированных, а кому – традиционный? Только так, отойдя в сторону, можно снять накал страстей.
Обоснование позиции законодателей вроде логично – государство не должно поощрять добровольную деградацию и утрату личности. Не поощрять – да, но запрещать деградацию через закон? Есть тут элементы подмены понятий. Вместо того, чтобы генерировать новые смыслы для детей, – расширять систему доступных спортивных школ, технопарков и ремесел вокруг них, производство своих, а не внедряемых из-за рубежа наукоемких онлайн-игр на основе искусственного интеллекта, растет не системная работа с будущими поколениями, а признаки хаоса запретов. И они только слаще делают всякую блажь, вроде фитнес-квадробинга.
И тут депутаты, думаю, попали в ловушку современной массовой культуры, ведь они действуют ее инструментами. Их запретительная траектория движения через соцсети и СМИ опирается на законы масскульта и хайпа, а они строятся на торге. И одно дело, пойдут или не пойдут “КвадроКорма”. Тут любой бизнесмен знает, что имеет дело с нишевым спросом, дающим убытки, если не угадать тренд. Так, потребители с наступлением осени стали меньше покупать хвостов и масок для квадроберов. Замаячили убытки и пресыщенность субкультурой квадроберов.
Другое дело, хайп на запретах. Он вроде как должен формировать здоровые предпочтения, а разгоняет разделение общества – полемику и скандалы там, где нет для нее почвы. Но ни СМИ, ни родители, ни законодатели не видят в этом угрозы. Наоборот – у каждого своя правда. Однако хайп, отодвигая движение к смыслам, вперед выводит эмоции.
Есть у племен Африки и Океании вековой ритуал. Детям раз в год разрешают дразнить стариков, хотя старики у племен сакральны. А старость не держит кукиш в кармане, не выходит на эмоции. Хмурится, не замечает недорослей, но через родителей занимает детей полезным делом. Вот где-то здесь решение проблемы: только создавая условия для самореализации детей, власть вправе требовать от родителей доступа детей к благам цивилизации, а потом, вплоть и до административного наказания нерадивых “предков”, вправе лишать их расположения общества. Но не отнимать детей и свободу. И для этого не надо менять закон.
Когда же подменяется порядок вещей, и к благу люди на эмоциях идут через систему запретов, пренебрегая движением к согласию, то чем-то такой подход похож на подросших квадроберов, заигравшихся в животную жизнь. Они лают и кусаются, растормаживая сферы эмпатии и сексуальности. Это ведет к разрушению стыда – одного из главных показателей психической нормы. Не меньше кусают психику людей и хаотичные запреты. Они, как игра без правил, заставят спрятаться в скорлупу несогласия.