“Вопросы сокращения теневого ввоза действительно прорабатываются. Цель этой работы – борьба с недобросовестными участниками рынка и выравнивание условий конкуренции для бизнеса, который работает “в белую”, уплачивая все импортные платежи”, – сообщили “РГ” в пресс-службе Минфина.
В ведомстве уточнили, что о конкретных параметрах такой системы пока говорить преждевременно. Вопрос еще прорабатывается.
Как следует из текста пояснительной записки к проекту бюджета, разрабатывается законопроект “О внедрении национальной системы подтверждения ожидания товаров”, которым будет запущена “система подтверждения статуса товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации”. Это позволит “обеспечить уплату НДС с товаров, которые оформляются в рамках транзита, однако используются для внутреннего потребления”, указано в документе.
“Этот механизм поможет таможне и фискальным органам видеть движение товаров более четко. Для бизнеса он обернется ростом издержек, для потребителей – ростом цен на импортные товары”, – считает Член “Деловой России”, Основатель АНО “Национальная туристическая инициатива” Олег Николаев.
Впрочем, бюджет будет однозначно в плюсе, добавил он. История с созданием национальной системы прослеживаемости товаров тянется давно, эксперимент начался еще в 2019 году.
“Безусловно, учитывая уровень развития информационных технологий, в скором времени власти смогут использовать механизм против “ложного транзита” импортных товаров”, – полагает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.
По ее словам, в свое время для борьбы с некачественной продукцией, а также неблагонадежными предпринимателями была использована система “Честный знак”, которая за последнее время зарекомендовала себя как механизм, выполняющий поставленные задачи: значительно снизился объем контрафактной продукции.
Более того, по отсканированному знаку можно отследить путь указанного продукта от производителя к покупателю, пояснила эксперт. Подобная же система будет выработана и для борьбы с так называемым “ложным транзитом”: товар будет невозможно продать внутри страны без уплаты требуемого налога.
“Конечно, такого рода механизм сделает перевозки продукции прозрачными, а собираемость налогов в бюджет страны возрастет”, – резюмировала эксперт.
По словам Новиковой, использование схемы “ложного транзита” направлено на уклонение от уплаты ввозного НДС. В случае если товар импортируется для внутреннего потребления НДС уплачивается по ставке 10 или 20%. Однако при международном транзите применяется ставка НДС 0%.