Актуально
Чт. Окт 3rd, 2024

Режиссеру Александру Рогожкину исполнилось бы 75 лет

By Admin Окт3,2024

Над кем смеетесь?

Массы знают Рогожкина главным образом как автора многосерийных “Национальных особенностей”. Сегодня профессиональные доносчики могли бы их обвинить в русофобии: вслед за Гоголем и Щедриным, Ильфом-Петровым и Булгаковым он честно пытался вглядеться в типичный русский характер и его парадоксы, вечно ставящие “другие народы и государства” в тупик.

<rg-embed data-id="370861" code="”>

Интересно, что именно это качество – узнаваемость родных характеров и ситуаций – обеспечило его комедиям благодарную любовь склонного к самокритике народа, который, с фольклора начиная, себя оценивает вполне трезво. Не случайно режиссер ввел в число своих персонажей носителя стороннего взгляда – единственного трезвенника в буйной охотничьей компании, заезжего финна Райво в исполнении Вилле Хаапасало.

Эта его серийная кинематографическая продукция абсолютно укладывается в одну из главных традиций русской классики – нелицеприятный, свободный от придыхания взгляд на родные просторы и их обитателей. Веселясь и подмигивая, режиссер ставит им диагноз, уверенный в целебной силе смеха. А в фильмах таким средством, способным взбодрить утомленные души, оказывается, конечно, родимая “беленькая”, проходящая ведущим лейтмотивом через все части многосерийного повествования и заканчивая последним сценарием Рогожкина “Особенности национальной больницы”, превращенным в фильм уже его последователями.

<rg-embed data-id="370862" code="”>

Там немец Вернер (Карл Филлип Бенцшавель) становится волонтером в неврологическом отделении обычной петербургской больницы. Иностранца, охваченного порывом помогать больным и нуждающимся, ждет долгий и насыщенный день. То и дело попадая в комические ситуации и пробираясь через недоразумения, волонтер открывает для себя грани русского менталитета. Такова сюжетная канва, повторяющаяся из фильма в фильм подобно рефрену в народной песне, преломляющей застарелую тоску в смех над самим собой.

Этот стон у нас песней зовется…

Исходя из успеха “Национальных особенностей”, горячие головы нарекли Рогожкина вторым Гайдаем. Что совсем не так: его творчество много пестрее по жанрам и драматичней, даже трагичней по тематике и настрою.

Его “Чекиста”, например, стоило бы периодически показывать по телевидению – чтобы люди не забывали, чем оборачивался развязанный сталинистами “красный террор”, когда миллионы сограждан уничтожались без вины, суда и следствия. Страшные видения фильма кажутся сюрреалистическим бредом, рожденным помутившимся сознанием главного героя – чекиста, того самого, что с “холодным умом и горячим сердцем” под удалую песенку “Ехал на ярмарку ухарь-купец” утолял свои изощренные страсти садиста.

Это жестокий фильм из разряда “графических”, не щадящих зрительские нервы, чтобы донести до них жуткую правду о неизлечимой психопатологии, ставшей госполитикой. По невыносимости зрелища “Чекист” стоит рядом с “Иди и смотри” Элема Климова, но в год выхода на экраны он многим казался шоковым актом авторского садомазохизма. Вскоре стало ясно, что фильм обращал нас к страшным урокам прошлого во имя будущего.

Продолжает быть актуальной и драма “Караул” – первый в России фильм о “неуставных отношениях”. О неписаном законе армейской жизни, по которому тебя унизят, чтобы ты, ожесточившись, начал столь же убежденно унижать других. Когда расхожее выражение “Честь имею!” теряет смысл, ибо именно честь и достоинство человека оказываются первыми жертвами армейского быта.

В 1998 году появился основанный на реальном случае “Блокпост”: солдаты проводили в горном ауле “зачистку”, убили парнишку-калеку, и от ярости местного населения им пришлось спасаться в укромном местечке, где и настигал их неуловимый снайпер. Фильм ставил вопросы, на которые тогдашняя реальность не могла дать вразумительный ответ.

Эти фильмы Рогожкина в 90-е годы, когда правда реальности впервые за десятилетия получила право голоса, прозвучали набатом, но, увы, сами стали объектом травли – вошло в обиход словечко “чернуха”, которым стали клеймить любую попытку серьезно говорить о теневых сторонах современной жизни.

Дальнейшая судьба Рогожкина как действующего режиссера тоже могла оказаться под вопросом, если бы он, кожей чувствовавший умонастроения своего народа, не сменил обозначившееся амплуа и не перешел на “светлую сторону” национального юмора, скепсиса и цинизма. Точнее, к ней вернулся: фарс “Мисс миллионерша” о неискоренимости советского сознания еще в разгар перестройки застолбил за режиссером репутацию комедиографа.

Так и появились “Операция “С Новым годом”, “Особенности национальной охоты” и двухсезонные “Особенности национальной рыбалки”. Каждых новых “особенностей” зрители ждали с нетерпением – как продолжение сериала, который мог бы стать бесконечным, ибо у России всегда свой путь. Картины были ядовиты и саркастичны по сути, но настолько бесшабашны по духу, что идеально легли на “загадочную душу”, и стали национальным фольклором.

Как по-саамски “любовь”?

В качестве сорежиссера Рогожкин работал над популярными сериалами “Улица разбитых фонарей” и “Убойная сила” – волна коммерческого ТВ захлестнула и его. К серьезному кино он вернулся в “Кукушке” 2002 года – драме из времен Второй мировой войны, одной из вершин его творчества.

По сюжету финский снайпер Вейко и капитан Красной армии Иван оказываются вдвоем в лачуге саамской женщины Анни. Никто еще не знает, что Финляндия уже вышла из войны, и эти двое уже не враги. Вдобавок – и это самый замечательный ход авторов фильма – все трое говорят на разных языках и друг друга не понимают. Поэтому Вейко хочет мира и толкует о Толстом и Достоевском, а Иван хмур, насторожен и в любом действии финна видит провокацию. Зато Анни видит в обоих мужиков, по которым она так изголодалась.

Фильм остроумно придуман, отлично сыгран и стал одним из самых успешных в кино “новой России”. Это была изложенная вот в такой парадоксальной форме история о противоестественности любой войны, пацифистское “послание” фильма и совершенство художественной формы были высоко оценены: картина взяла несколько призов ММКФ, награждена как лучший фильм Национальными премиями “Ника” и “Золотой орел” и только по недоразумению не была выдвинута на премию “Оскар”.

По первому образованию историк, затем художник и студент курса лучшего из наших кинопедагогов Сергея Герасимова, Рогожкин всегда тщательно разрабатывал материал для своих фильмов, но рассудочность хладнокровного исследователя не была характерна для его стиля – все картины эмоциональны, хотя и не слезливы, и адресованы к способности зрителей не только думать, но и сочувствовать событиям и героям. Он был человеком энциклопедических знаний и многих талантов и мог бы осуществить еще немало умных замыслов – в его жизни есть четкое ощущение недосказанности и нереализованности.

Последние свои годы, глубоко травмированный самоубийством жены, он тяжело болел, жил затворником и не общался с прессой. Его выдающийся талант, при всех наградах, которые получал Рогожкин, относится к разряду недооцененных и не исследованных современниками. Потомки запомнят его комедии, но скорее всего проигнорируют боль самых важных для него откровений, в которых он, увы, оказался пророком.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *